Многоразовый орбитальный корабль Буран: нужен ли был второй полет российской научно-технологической легенды?

Когда СССР запустил Спутник-1 в 1957 году, США осознали, что нужно срочно подтягиваться за прогрессом. Так появилась программа «Меркурий» — запуск орбитальных пилотируемых кораблей. Советы имели значительную фору, и на отработку полетов американцы потратили слишком много времени, так что, стараниями Сергея Королева первым человеком в космосе стал советский гражданин Юрий Гагарин. Подход у Штатов был изначально совершенно иной. Во-первых, они решили сразу создать универсальный корабль, который годится и для полетов, и для посадки, и вообще, все, что нужно – просто насадить его сверху на ракету-носитель. Сложно? Еще как. Соблюсти все тонкости, да еще когда в затылок дышит соперник, очень сложно. Советы поступили немного проще и сложнее. Они сразу создали автоматический корабль «Восток» с возможностью ручного управления на крайний случай. И немного схитрили: чтобы не терять времени на отработку мягкой посадки капсулы с человеком, решили спускать их по-отдельности.

Восток-1

Восток-1

Таким образом, Гагарин на безопасной высоте катапультировался из капсулы и совершал затяжной прыжок на парашюте. Капсула же приземлялась на своем парашюте. Техническое превосходство «Востока» было, как показывает история, неоспоримым, но не очень перспективным.

С другой стороны, в СССР, возможно, было проще посадить военного летчика в ненадежный корабль, чем в Штатах: если бы американец погиб из-за проблем с капсулой, остальные кандидаты могли бы просто отказаться от дальнейших полетов, как минимум, до выяснения и устранения причин, и все бы началось заново. И кто знает, что бы ждало программу Меркурий, случись в самом ее начале чрезвычайное происшествие вроде трагедии Аполлон-1. Это тонкие вопросы политического и патриотического воспитания. Хотя, разумеется, это не было определяющим фактором, да и в СССР никто космонавтами попусту не рисковал (во всяком случае, до Союза-1). Тем не менее, американцы подходили к освоению космоса со всей тщательностью. Алан Шепард полетел уже после Гагарина почти через месяц. Да и не то, чтобы полетел – Меркурий-3 просто «нырнул» на орбиту и плюхнулся в море, как и было запланировано. Это называется суборбитальный полет. Меркурий-4 сделал то же самое, и лишь Меркурий-5 наконец-то облетел вокруг Земли 20 февраля 1962, спустя почти год после полета Гагарина.

imageМеркурий-7 Friendship

18 марта 1965 года Советы опять делают рывок, и Алексей Леонов выходит в открытый космос. США практически не отстают, у них уже отрабатывается программа «Джемини», но Эдвард Уайт выходит в космос лишь 3 июня 1965 года, и американцы снова вторые. Но к этому они уже были готовы. Джон Кеннеди вовремя понял, что Советы предпринимают весьма очевидные и относительно простые шаги, чтобы завоевать первенство в космосе, а посему догоняющий всегда будет отставать. Ведь чтобы обогнать противника, нужно бежать не по его стопам, а прямиком к финишу, то есть на Луну. И программа «Джемини» готовит хорошую базу для будущего «Аполлона».

imageАлексей Леонов в открытом космосе. 18 марта 1965 года

Тут стоит отметить, что подходы сторон кардинально различались, что, вероятно, и позволило США выиграть лунную гонку. Атмосфера внутри Восхода состояла из воздуха при практически нормальном давлении. Джемини имел кислородную атмосферу при пониженном давлении. Для выхода в открытый космос Восход имел одноразовый одноместный шлюз, отстреливаемый перед возвращением – это позволяло сэкономить воздух и одного космонавта, если вдруг что-то пойдет не так. Джемини имел однообъемную конструкцию, и выход в космос осуществлялся непосредственно из кабины. Но поскольку оба астронавта были в скафандрах и в непосредственной близости, командир в случае чего мог прийти на помощь болтающемуся за бортом коллеге. Конструкция Восхода позволила совершить выход в открытый космос в очень сжатые сроки, но была несколько бесперспективной. Джемини же позволил астронавтам отработать множество навыков, в том числе, стыковки.

imageВид на Джемини-7 из кабины Джемини-6 во время совместного полета. 15 декабря 1965

Вероятно, этот вектор и стал определяющим победителя в битве за Луну. Совершив целых 9 полетов по программе «Джемини», Штаты перешли к программе «Аполлон». В этот момент хорошо видно, что Джемини позволила американцам сделать тот самый рывок к финишу и начать обгонять Союз, поскольку интересные, но недостаточно «крутые» миссии Восходов вроде создания искусственной гравитации и хирургических операций в космосе были свернуты. Все сконцентрировали свое внимание на Луне. К несчастью, Сергея Королева уже не стало, и для советской космонавтики наступила черная полоса. Штаты же довольно успешно, но не без потерь, совершили 3 беспилотных и 4 пилотируемых полета к Луне, после чего 20 июля 1969 года Нил Армстронг наступил на Луну.

imageНил Армстронг в спускаемом модуле после первого выхода на Луну. 21 июля 1969 года

Затем американцы еще 5 раз высаживались на Луну, и провели там множество экспериментов. Лунная гонка была выиграна, СССР побежден, а бюджет NASA сильно урезан. После этого Союз печально вздохнул с облегчением и занялся орбитальными станциями Салют военно-научного назначения. Штаты тоже решили перенести область интересов поближе к дому и создали орбитальную станцию Скайлэб при помощи ракет-носителей Сатурн-5, оставшихся от программы «Аполлон». А 17 июля 1975 года состоялось знаменитое космическое рукопожатие Союз-Аполлон.

imageВстреча Алексея Леонова и Томаса Стаффорда на орбите в переходном отсеке между кораблями Союз-19 и Аполлон. 17 июля 1975 года

Дальше пути сверхдержав вновь разошлись. В основном, вектор развития диктовал политический строй: коммунисты наращивали военную мощь, опасаясь каждого шага предполагаемого противника, а капиталисты искали деньги на освоение космоса. Хотя, разумеется, советская космонавтика продолжала вносить большой вклад в исследование космоса путем запуска автоматических станций и орбитальных наблюдений, а американская военная промышленность старалась не отставать от главного предполагаемого противника.

На Земле все шло своим чередом: военные дрязги, внешнеполитические заварушки в мелких республиках, смена президентов сверхдержав и банановых республик. Но космос все это заботило мало, хотя и оказывало сильное влияние на приоритеты развития, во всяком случае, со стороны СССР.

В NASA амбициозно решили создать многоразовый орбитальный корабль, начав программу «Спэйс-Шаттл». Дабы выбить денег на разработку, ученые придумывали варианты военного использования, но Ричарда Никсона, при котором ее запускали, совершенно не устроило «вложение» 5 миллиардов долларов в программу, которая вряд ли окупится. Здесь стоит отметить, что подобный отказ показывает весьма высокий уровень развития руководства и его рациональный взгляд на вещи. В конце концов, как неоднократно отмечали впоследствии, для бомбардировки врага и вывода военных спутников на орбиту пилотируемый космический корабль не нужен.

imageЗапуск шаттла Колумбия

Тогда NASA пришлось принять реалии рыночных отношений и обосновать целесообразность коммерческого использования челноков. «А вот это попробуйте!» — сказал конгресс, и 12 апреля 1981 года шаттл Колумбия начал свой первый орбитальный полет под управлением Джона Янга, который к этому моменту уже успел дважды слетать в космос по программе Джемини, выйти на орбиту Луны в составе экспедиции Аполлон-10, а также погулять по Луне в составе экспедиции Аполлон-16. Первым шаттлом, все же, считается Энтерпрайз, названный в честь корабля из сериала «Star Track», но он так и не добрался до космоса, поселившись в музее. Кроме Колумбии, которая трагично завершила свой путь 1 февраля 2003 года, развалившись на куски при входе в атмосферу во время своего двадцать восьмого полета, было создано еще 4 орбитальных челнока: Челленджер, Дискавери, Атлантис и Индевор. Челленджер оказался еще менее удачлив, чем Колумбия: он взорвался почти сразу после старта при своем десятом запуске 28 января 1986 года.

imageВзрыв шаттла Челленджер. 28 января 1986 года

Пущей трагичности этому событию придал тот факт, что в состав экспедиции входила обычная учительница, а посему за стартом наблюдало гораздо больше людей, чем за рядовыми полетами. В обоих случаях, как выяснилось впоследствии, проблема крылась в топливных баках – это такая огромная коричневая штука у челнока. Конструкция хоть и была рассчитана с запасом, видимо, не выдерживала таких нагрузок: бак должен был выйти вместе с шаттлом на орбиту, а затем упасть на Землю, после чего его латали и возвращали в строй.

imageПустой топливный бак Endeavour STS-57 возвращается домой после отделения от космического челнока. 21 июня 1993 года.

В случае с Челленджером, бак дал едва заметную течь, которая на большой высоте стала критической и привела к взрыву. К сожалению, в полете уже ничего нельзя было сделать. В случае с Колумбией ошибка была куда более досадной: при старте кусок теплоизоляции бака отвалился и повредил теплоизоляцию на крыле челнока. В ЦУПе об этом знали, но не сочли урон существенным. Конечно, многоразовые корабли и частые запуски несколько расслабляют, и глаз замыливается. В итоге, после 30 лет и 135 запусков программа была свернута. Тем не менее, она внесла огромный вклад в освоение космоса. В частности, Дискавери вывел на орбиту знаменитый телескоп Хаббл, Атлантис 7 раз слетал на станцию Мир, и все три живых ветерана приняли участие в создании МКС. Челноки представляли собой грузовики и орбитальные возвращаемые станции, что и обуславливало их размеры.

imageБрюс МакКандлесс использует пилотируемый маневрирующий модуль (реактивный ранец) во время выхода в открытый космос. 7 февраля 1984 года

Считается, что программа «Спэйс-Шаттл» себя не окупала. Впрочем, довольно непросто придумать что-то, связанное с освоением космоса, что могло бы себя окупить. В большинстве случаев, когда запускают что-то даже на орбиту, это скорее вклад в развитие, а не инвестиции с целью получения прибыли. Попросту говоря, тот, кто отправляет собственный спутник на орбиту, едва ли на этом зарабатывает. Впрочем, это не касается телевизионных и коммуникационных спутников, которые вполне возможно уже себя окупили.

imageТелескоп Хаббл «висит» на орбите

Но проблема шаттла еще и в том, что он не имел адекватных средств спасения экипажа. В том же Союзе экипаж гораздо больше застрахован. Если что-то случается с ракетой на стартовом столе или при взлете, где чаще всего и происходят аварии, на ее носу есть так называемая мачта САС (система аварийного спасения), которая в случае чего просто отстреливает капсулу с экипажем. Один раз за всю историю ей даже воспользовались (а пока я собирался опубликовать эту статью, САС пригодилась еще раз). Конечно, с посадкой в теории тоже могут возникнуть проблемы, но за всю историю было только два трагичных случая: нераскрытие парашюта Союза-1 на заре создания кораблей «Союз» в 1967 году, и разгерметизация при посадке спускаемого модуля Союза-11 в 1971. Всего погибло 4 советских космонавта. В самом первом Аполлоне, который так и не полетел, в 1967 году из-за пожара в командном отсеке во время тренировки погибло трое астронавтов. То есть на заре серьезной космонавтики из-за несовершенства кораблей погибло 7 человек.

Спустя 15 лет после разгерметизации Союза-11, в 1986 году при взлете взрывается Челленджер, одним махом унося жизни 6 американских астронавтов и одной учительницы. Спустя еще 17 лет в 2003 году разваливается Колумбия, погибают еще 6 американских астронавтов и один израильтянин.

С тех пор экипажи сокращают до минимума, и шаттл перестает быть полноценной орбитальной лабораторией. Особый трагизм здесь еще и в том, что спустя столько лет разработок, на уже обкатанных и вроде бы надежных космических кораблях погибает людей больше, чем при испытании древних капсул. Можно, конечно, возразить, что при авиакатастрофах тоже погибает гораздо больше людей, чем при испытаниях самолетов, но это не тот случай. Каждый запуск космического корабля – это риск, а риски нужно учитывать и максимально снижать. К сожалению, шаттл не имел действительно эффективных средств для их снижения.

Но, вернемся назад. В СССР запуск первого шаттла не прошел незамеченным. Разведка успешно работала с обеих сторон, соревнуясь в хитрости, и тут советская сторона пропустила легкий удар. Есть версия, что дезинформацию подкинула вражеская разведка, однако, существенных фактов в пользу этой версии нет, в том числе, и экономических. В одном из интервью Алексей Леонов рассказывал про то, как «случайно» наткнулся на чертежи Шаттла, во время подготовки к полету Союз-Аполлон в NASA, но насколько правдива эта история, сказать сложно. Другая версия происходит из параноидальной боязни верхушки СССР не угнаться за США в гонке вооружений. Якобы, шаттл – это орбитальный корабль военного назначения, а в нем… «да все, что угодно». Но подобная версия не могла родиться просто так, без доказательств. Или могла? Она и по сей день считается основной, «и многие верят». Несмотря на то, что страна переходила потихоньку к рыночным отношениям, коммерческого чутья, к сожалению, у нее не прибавилось и по сей день, что и говорить про восьмидесятые годы. Однако, не в пользу второй версии говорит и то, что так много людей не могло заблуждаться. Или могло? Конечно, могло, но умышленно. Разумеется, любому образованному человеку, изучавшему «добытые» чертежи шаттла, было ясно, что военное назначение у челнока могло быть лишь одно, и то косвенное: выводить военные спутники на орбиту. Вроде звучит не так уж страшно. И тут нескольким неизвестным героям в голову приходит гениальная идея: а что, если запугать малограмотную верхушку челноком, кидающимся с орбиты бомбами, и развести на создание своего челнока, но с двигателем и крутыми ракетами? И верхушка испугалась, да так, что выделила огромные деньги на разработку собственного челнока.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что шаттл – это всего лишь орбитальный планер. Он включает в себя сам челнок, большой коричневый топливный бак и два боковых ускорителя. При выходе на орбиту челнок сжигает все топливо и отстреливает внешний бак.

imageШаттл Колумбия приземлился

По большому счету, больше топлива нет. Есть лишь маневровые двигатели, которые годятся для управления только на орбите. Завершив свои дела на орбите, челнок разворачивается, поскольку большую часть времени на орбите он проводит «вверх дном», оттормаживается маневровыми двигателями, и ныряет в атмосферу. Далее он тормозит тепловым экраном – это черные плитки у него на брюхе, затем по сложной траектории планирует, подобно оторвавшемуся от дерева листику, и садится на аэродром, почти как настоящий самолет. Сверху у челнока находится люк грузового отсека, в котором располагается груз, манипуляторы и много чего еще. Снизу только шасси. Таким образом, использовать орбитальный планер в таком виде для бомбардировок крайне затруднительно, если не сказать невозможно.

О целесообразности такого средства тоже рассуждать сложно, поскольку запуск пилотируемого орбитального бомбардировщика явно дороже, чем запуск баллистической ракеты, да и на подготовку запуска нужно время – это не просто кнопку нажать. Наконец, даже если технические вопросы решить, есть ли глубокий смысл бросать бомбу на Москву? Пусть даже и большую. Но ведь СССР тут же ответит – благо терять уже нечего, а среди генералов всегда можно найти недалекого мечтателя о ядерной войне. Но, к счастью, на верхах пока не было никого, кто бы захотел устроить ядерную зиму.

Чтобы окончательно распрощаться с этой версией, окунемся напоследок в царство абсурда и представим предполагаемый ход событий. Допустим, Американцы начинают готовить к запуску свой челнок, в СССР об этом узнают и тут же начинают снаряжать свой, запихивая в него ядерную бомбу. «А вдруг у американцев бомба?» Американский челнок выходит на орбиту и делает свои дела. Все это время советский челнок ждет, вдруг тот сбросит бомбу. И так с каждым запуском американского челнока, СССР вынужден запускать собственный, да еще с бомбой. Потому что, если челнок не на орбите, технически его будто бы и нет. В итоге, огромные параноидальные расходы впустую.

«Да какая там бомба», — говорили некоторые, «шаттл будет красть советские спутники с орбиты!». Разумеется, такая идея не менее параноидальная, чем орбитальная бомба. Тратить так много денег на банальный троллинг — это слишком дорого в капиталистических реалиях.

imageМногоразовый орбитальный корабль Буран приземлился после своего первого и единственного орбитального полета. 15 ноября 1988 года

Так в чем же заключалась афера? Возможно, верхушке и был нужен Буран, но советской науке важен был лишь процесс создания, поскольку в те времена щедро финансировалось множество предприятий разных направлений, благодаря чему достижения тех лет используются и по сей день. Отчасти потому, что они были весьма полезными, отчасти из-за того, что с тех пор таких больших и плодотворных рывков практически не было. В частности, были разработаны тяжелые ракеты, твердотопливные ускорители и ракеты «Зенит», которые даже предполагалось контролируемо возвращать на Землю или на плавучую платформу (как тебе такое, Илон Маск?).

А что Буран? Буран один раз слетал на орбиту, совершил великолепный самостоятельный полет в полностью автоматическом режиме, продемонстрировал всему миру потенциал советской науки, и сел в ангар. Затем развалился Советский Союз, а примерно через десять лет и ангар с Бураном, что лишний раз доказало: никому не нужен был результат, важен был лишь процесс. А что США? Они посмотрели на Буран, восхитились, сказали «Hmm, ok» и продолжили летать на шаттлах. После создания Бурана, который практически во всем превосходил шаттл, американцы могли бы урезать финансирование программы из-за ее неконкурентоспособности. Однако, они не только не свернули ее, а еще и построили Индевор взамен погибшего Челленджера.

Конечно, очень обидно, что основной результат таких трудов был бесславно утрачен, и Буран попросту забыли. Учитывая, что ракеты-носители, разработанные под него, теоретически могли вывести челнок не только на земную орбиту, а управлялся он автоматически, было бы здорово запустить его в свободное космическое плавание – все ж лучше, чем гнить в сарае. Но, к сожалению, не нашлись в те времена советские Илоны Маски для подобной авантюры, да и экономическая обстановка была не самая благоприятная.

Автор:
Источник: https://habr.com/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!