Роснефть запустила новый опытно-промышленный комплекс по производству катализаторов гидропроцессов

Новый объект общей площадью 720 квадратных метров расположен на территории «Новокуйбышевского завода катализаторов» и способен производить до 6 тонн катализаторов ежемесячно. До настоящего момента в России такие технологические возможности отсутствовали. Новый опытно-промышленный комплекс комплекс позволит отрабатывать технологии производства катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии с учетом перехода на крупнотоннажное производство. В настоящее время доля импорта в катализаторах гидроочистки составляет около 90-95%. За счет развития высокотехнологичного производства «Роснефть» планирует снизить этот показатель до 50% к 2024 году. «Роснефть» уделяет большое внимание развитию производства катализаторов нефтепереработки и по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы, в том числе собственного производства. Надежность поставок качественных катализаторов является стратегическим вопросом обеспечения технологической устойчивости работы не только Компании, но и всей страны в целом. До настоящего момента в России такие технологические возможности отсутствовали.

Картинки по запросу "Новокуйбышевский завод катализаторов""

Новые технологические возможности в перспективе позволят заметно снизить зависимость России от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки. Благодаря вводу в эксплуатацию нового комплекса будет получен значительный экономический эффект за счет сокращения затрат на закупку катализаторов сторонних производителей, а также логистической составляющей. Например, потребности НПЗ Компании в катализаторах гидроочистки составляют около 2000 т/год. Стоимость такого количества катализаторов гидроочистки ~ 2,5 млрд рублей/год.

На базе опытно-промышленного комплекса в Новокуйбышевске Компания планирует создание технологий для промышленного выпуска новых поколений конкурентоспособных катализаторов гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, а также других процессов нефтепереработки.

Современная технологичная площадка позволит ускорить процесс внедрения и коммерциализации разработок лабораторий научно-проектных Институтов «Роснефти», работающих в области катализа и катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии. В состав нового опытно-промышленного комплекса входят 9 основных технологических линий, а также 5 вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, а также различные средства контроля, измерения и управления процессами приготовления катализаторов. Промышленные установки способны производить около 200 кг различных катализаторов в сутки (6 тонн ежемесячно).

Справка:

Идея наладить полномасштабный выпуск катализаторов процессов глубокой переработки нефти на омском производстве катализаторов появилась несколько лет назад и была логичным продолжением общего курса на развитие многопрофильного бизнеса в «Газпром нефти». В сегодняшней политической и экономической ситуации очевидно, что производство отечественных катализаторов становится задачей общеотраслевого масштаба. Именно поэтому в прошлом году проект строительства нового производства катализаторов в Омске получил статус национального в рамках программы альтернативного замещения в российской нефтеперерабатывающей промышленности

Масштаб проблемы

Для того чтобы оценить масштаб «катализаторной» проблемы, достаточно вернуться на 10 лет назад. В 2006 году Совет безопасности ООН ввел санкции в отношении Ирана, которые затронули в том числе и нефтеперерабатывающую отрасль. Значительно осложнить жизнь иранской нефтепереработке оказалось довольно просто, для этого достаточно было прекратить поставку в страну катализаторов, так как все оборудование и расходные материалы для НПЗ поставлялись с Запада, в основном из США. К счастью, этот пример нельзя целиком проецировать на сегодняшнюю ситуацию в российской нефтепереработке. Хотя бы потому, что производство катализаторов в стране есть, и во времена СССР оно вполне справлялось со своей задачей. Тем не менее вопрос импортозамещения стоит остро и по политическим, и по экономическим причинам.

В 2011 году крупнейшие нефтяные компании подписали с Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом соглашение о глобальной реконструкции и модернизации ведущих НПЗ страны. Этот момент послужил официальной отправной точкой в развитии отрасли, отстающей от среднемирового уровня с точки зрения глубины переработки. Основным двигателем процесса модернизации стал сам рынок, а именно — растущий спрос на качественное моторное топливо, соответствующее современным экологическим стандартам. Хорошим стимулом оказался и новый техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», определивший порядок постепенного перехода на топливо более высокого экологического класса: с 1 июля 2016 года единственным разрешенным к обороту топливом станет бензин и дизель стандарта «Евро-5».

Значимость нацпроекта по развитию катализаторного производства «Газпром нефти» для российской нефтепереработки и смежных отраслей трудно переоценить. Мы начали эту работу еще семь лет назад, определив проект развития катализаторного производства на Омском НПЗ как один из приоритетных для компании в области импортозамещения. «Газпром нефть» активно сотрудничает с российскими научными институтами: мы вкладываемся в отечественные разработки и внедряем российские технологии. Катализаторы «Газпром нефти» — современный наукоемкий продукт, призванный в первую очередь обеспечить потребности российской нефтепереработки. Уже сегодня качество производимых катализаторов каталитического крекинга соответствует мировому уровню, а по некоторым показателям наши катализаторы даже превосходят зарубежные аналоги.

С 2011 по 2015 год на НПЗ страны были введены в действие или реконструированы несколько десятков установок вторичных процессов переработки, позволяющих повысить качество и экологичность бензина и дизельного топлива. Вместе с тем эффективная работа таких установок невозможна без использования современных катализаторов. Которые, как правило, закупаются за границей — в настоящее время доля импорта в общем объеме российского рынка катализаторов составляет 70%. При этом иностранные катализаторы дороги, что вполне объяснимо: в неконкурентной среде производители катализаторов могут себе позволить диктовать свои правила. После возникновения у России разногласий с Западом экономические риски отечественной нефтянки в этой сфере возросли многократно — к ценовому прессу добавилась опасность сбоя поставок со всеми вытекающими для производства последствиями. Поэтому развитие собственного катализаторного производства для страны сегодня — не роскошь, а возможность продолжать начатую несколько лет назад модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли с минимальными рисками.

Рыночные шансы

Выпускать качественное моторное топливо невозможно без использования в технологической схеме процессов каталитического или гидрокрекинга, а также гидроочистки. Именно эти процессы сегодня в первую очередь внедряются и совершенствуются на российских нефтеперерабатывающих производствах. Каткрекинг служит для получения высокооктановых бензиновых фракций и увеличения глубины переработки нефти. Гидроочистка позволяет избавиться от лишней серы в топливе, что особенно актуально в связи с увеличением доли добычи высокосернистой нефти. А гидрокрекинг, помимо всего прочего, дает возможность еще и получить ценные компоненты для производства масел и нефтехимических процессов. В то же время ситуация с производством соответствующих катализаторов в России далеко не радужна. «Производство катализаторов — наукоемкая сфера, — пояснила руководитель направления департамента развития нефтепереработки и нефтехимии „Газпром нефти“ Ирина Резниченко. — К сожалению, в 90‑е мы потеряли многие отраслевые институты, поэтому сегодня у нас пробел по целому ряду катализаторов».

Пилотная установка

Уникальная пилотная установка каталитического крекинга создана по заказу «Газпром нефти» в Индии. Она станет частью нового катализаторного производства на Омском НПЗ. Основное назначение установки — испытание новых катализаторов, подбор и анализ оптимальных условий их эксплуатации, сравнение свойств омских продуктов и катализаторов сторонних производителей в условиях, максимально приближенных к промышленным.

Эта установка — полный аналог промышленной, но с меньшей производительностью и габаритами. Ее высота всего 6,5 м, производительность — 2,5 кг в час (по сырью). Установка позволяет полноценно смоделировать весь процесс каталитического крекинга, используя различные типы сырья и катализаторов. Оборудование уже отправлено в Россию. Осенью на установке пройдут первые испытания омских катализаторов каткрекинга.

Хуже всего дела обстоят с катализаторами гидрокрекинга — на российском рынке это 100%-ный импорт. Правда, и установок гидрокрекинга в России пока немного — к 2015 году их введено в эксплуатацию всего три. Чуть лучше с гидроочисткой — около 10% рынка остаются за российскими производителями, но по качеству отечественные катализаторы уступают зарубежным — с их использованием невозможно получить дизельное топливо выше класса «Евро-4». Только отечественные катализаторы каталитического крекинга чувствуют себя на российском рынке более-менее уверенно: их доля составляет примерно 37%, причем большая их часть выпускается на омском производстве «Газпром нефти».

В общем, ситуация выглядит довольно удручающе, если, конечно, не рассчитывать на то, что отечественная продукция постепенно займет рыночные ниши, в которых сегодня расположились иностранцы. В «Газпром нефти» с существующим положением дел не согласны.

Потенциальный рынок сбыта катализаторов

Прогноз роста в РФ

Прогноз роста в СНГ

Модельный ряд

В настоящее время «Газпром нефть» — единственная нефтяная компания в СНГ, обладающая собственным производством катализаторов каталитического крекинга мощностью 3 тыс. тонн в год. Еще недавно эти мощности не были загружены полностью, а сегодня их уже не хватает для реализации всех заказов. «Три года назад мы обслуживали только две установки на Омском заводе, и нам с трудом удалось пробиться на наш же МНПЗ — никто не верил, что отечественный продукт может быть не хуже иностранного, — уточнила Ирина Резниченко. — Сегодня мы не только обеспечиваем эти два завода, но и получили заказ от Ангарского НПЗ».

Претендовать на больший объем рынка Омск сможет после запуска нового производства: планируется, что мощность завода составит 21 тыс. тонн катализатора в год, из них 15 тыс. тонн — катализаторы каткрекинга, 4 тыс. тонн — катализаторы гидроочистки и 2 тыс. тонн — продукция для гидрокрекинга. С этими объемами компания сможет не только обеспечить собственные заводы, включая НПЗ в Сербии, рассчитывать на значительную долю российского рынка, но и обеспечить реализацию своей продукции за рубежом. Среди потенциальных иностранных потребителей — Белоруссия и Казахстан, страны Ближневосточного региона, Вьетнам, Венесуэла и др.

Параллельно со строительством нового производства идет разработка новой номенклатуры катализаторов. Стратегический партнер в сфере разработки, производства и применения катализаторов крекинга — Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения (СО) РАН (ИППУ СО РАН). С помощью ученых «Газпром нефть» регулярно обновляет «модельный ряд» катализаторов каткрекинга, каждый раз улучшая их параметры. Например, катализаторы марки «М» были испытаны на установке каталитического крекинга в независимом исследовательском центре CPERI (Греция) и продемонстрировали лучшие показатели выхода светлых, чем иностранные аналоги. Летом нынешнего года начнется производство улучшенной версии катализатора «Авангард». Прогнозные показатели работы этого катализатора ожидаются выше, чем у всех ранее выпускавшихся в Омске марок.

«К моменту запуска нового производства мы, возможно, предложим рынку и абсолютно новый катализатор каткрекинга, если рынок этого потребует, — сообщила Ирина Резниченко. — У нас для этого есть все необходимое». Дело в том, что нефтеперерабатывающее производство — это непрерывная технологическая цепочка с определенным балансом нефтепродуктов. Изменение баланса — например, увеличение выхода светлых за счет использования более эффективного катализатора — требует модернизации всей цепочки. В этом смысле «Газпром нефть», уже завершившая модернизацию своих НПЗ в рамках программы повышения качества и экологичности топлива, двигается впереди рынка.

Что касается катализаторов гидропроцессов, то их разработкой занимается новосибирский Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН и московский Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчеева. Сибирские ученые уже создали катализаторы гидроочистки средних дистиллятов, позволяющие получать продукт с содержанием серы не более 10 ppm, то есть полностью соответствующий стандарту «Евро‑5». Эти катализаторы сейчас проходят промышленные испытания на Омском НПЗ. Разработка катализаторов гидрокрекинга вакуумного газойля пока находится в стадии лабораторных испытаний образцов.

Сервис решает всe

Того, что качество омских катализаторов как минимум не уступает иностранным аналогам, оказывается недостаточно, чтобы всерьез говорить о завоевании такого консервативного рынка, как нефтепереработка. Сегодня компания-лидер должна предоставлять потребителю не только отличный продукт, но и не уступающий ему по уровню сервис. Долгие годы катализаторы в Омске выпускались для собственных нужд, поэтому их сервисное обслуживание считалось чем-то само собой разумеющимся: использование катализаторов в производстве полностью сопровождали специалисты катфабрики и Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук.

Теперь этот опыт компания выводит на внешний уровень — клиенты нового катализаторного производства будут получать полный пакет сервисного обслуживания, входящий в стандартное предложение западных компаний. Нестандартной будет только скорость и цена обслуживания. «В наш сервис будет входить мониторинг работы катализатора за время действия контракта либо за время действия гарантийных обязательств, выдача рекомендаций по самой технологии — какие можно предложить технические решения, чтобы улучшить показатели работы процесса и полностью использовать потенциал катализатора, — объяснила Ирина Резниченко. — Это обычный сервис для иностранных поставщиков, но наш специалист в случае возникновения проблем сможет прилететь на завод уже на следующий день. К тому же за счет удобной логистики мы сможем позволить себе сделать сервисное обслуживание для отечественных заводов максимально недорогим».

Отдельным пунктом в сервисном листе будет значиться возможность провести перед приобретением испытания катализатора на сырье покупателя на пилотных установках. В планах покупка трех таких установок — каткрекинга, гидрокрекинга и гидроочистки. Установка каталитического крекинга уже приобретина и в ближайшее время будет введена в строй на территории предприятия (см. врез). «Подобная установка появится в России впервые и даст заводу серьезные конкурентные преимущества, — констатировала Ирина Резниченко. — Экономические риски, связанные с низким качеством катализаторов в нефтепереработке, слишком высоки, а с помощью такой установки заказчик сможет увидеть работу нашего катализатора на своем сырье и получить фактическое подтверждение предлагаемых нами технологических гарантий».

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.gazprom-neft.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!