Оптимистичное будущее многоцелевого вертолета MH-139A для командования глобальных ударов

На фото: Первый серийный вертолет MH-139A на базе Дьюк-Филд, 19 декабря 2019 г.. Командование глобальных ударов ВВС США (Air Force Global Strike Command – AFGSC) в рамках торжественной церемонии приняло первый серийный вертолет типа MH-139A. Эта машина должна пройти войсковые испытания, после чего начнутся полномасштабные поставки серийной техники. Новые вертолеты будут использоваться для обеспечения безопасности объектов стратегических ядерных сил. AFGSC отвечает за эксплуатацию стратегических ракетных комплексов шахтного базирования. Для охраны таких объектов используются разные средства, в т.ч. патрульные вертолеты. В настоящее время основным образцом такого рода является Bell UH-1N Huey, однако он давно устарел и нуждается в современной замене. В конце 2016 года AFGSC запустило конкурс по выбору нового образца авиационной техники. Одним из участников программы стала компания Boeing, предложившая проект MH-139 – модифицированный вариант вертолета Leonardo (AgustaWestland) AW139 европейской разработки.

В сентябре 2018 г. компания «Боинг» со своим проектом выиграла конкурс и получила контракт на поставку техники. Главным конкурентным преимуществом MH-139 стала меньшая стоимость строительства и эксплуатации. По условиям контракта, поставка 84 вертолетов, техническое обслуживание и подготовка личного состава обойдутся налогоплательщикам в 2,4 млрд долларов. Конкурирующие проекты требовали финансирования на уровне 3,5-4 миллиардов.

Первые образцы

19 декабря на авиабазе Дьюк-Филд (шт. Флорида) состоялась торжественная церемония передачи первого вертолета, построенного по прошлогоднему контракту. AFGSC получило эту машину и передало ее 413-й испытательной эскадрилье.

Новой технике присвоено официальное обозначение MH-139A и имя Grey Wolf («Серый волк»). Любопытно, что вертолет для ВВС сохранил исходное заводское обозначение и выбивается из ранее использовавшейся «сквозной» армейской нумерации. Имя «Серый волк» выбрано из-за характерных черт этого животного – силы, выносливости и способности адаптироваться к разным условиям. Таким же, как ожидается, будет и новый вертолет. «Волчьи стаи», состоящие из MH-139A, будут выполнять длительное патрулирование и искать врага, угрожающего ракетным шахтам.

Пока 413-й эскадрилье предстоит испытывать только один вертолет нового типа. В январе и феврале ей передадут еще три машины. Такая группировка техники будет проходить войсковые испытания около года, после чего стартуют полноценные поставки серийной техники для освоения строевыми частями.

Будущая серия

Новые поставки техники в больших количествах начнутся в 2021 финансовом году. До конца двадцатых годов предполагается приобрести 80 вертолетов – с учетом техники для испытаний общее количество достигнет 84 единиц. Также заказаны необходимое дополнительное оборудование, услуги по обслуживанию техники и подготовка летчиков.

Вертолеты MH-139A будут строиться на заводе Leonardo Helicopters (бывшее предприятие AgustaWestland) в г. Филадельфия, где уже имеется линия по сборке машин AW139. Недостроенные и недоукомплектованные вертолеты будут передавать на завод Boeing (бывший Boeing Vertol) там же в Филадельфии. Задачей этого предприятия станет монтаж разнообразного оборудования, отличающего «Серого волка» от базового AW139.

Основной задачей новых вертолетов станет патрулирование с целью защиты сухопутных объектов AFGSC. Для этого большая часть MH-139A будет развернута на авиабазах вблизи ракетных комплексов. Ожидается появление такой техники на аэродромах штатов Монтана, Северная Дакота и Мэриленд. Также вертолеты появятся в составе нескольких учебных эскадрилий на других базах.

Существующие вертолеты UH-1N при необходимости используются в качестве транспорта для представителей военного и политического руководства страны. Вероятно, MH-139A получат и эту роль.

Согласно техническим требованиям конкурса, новые вертолеты должны иметь срок службы не менее 30 лет. Ежегодный налет – не менее 480 часов на машину. Поставка новой техники позволит постепенно вывести из эксплуатации и списать устаревшие UH-1N, построенные еще в семидесятых годах.

Преимущества «Волка»

Принимаемый на вооружение вертолет Boeing / Leonardo MH-139A должен будет заменить устаревшую технику и взять на себя ее задачи. При этом выполнение требуемой работы будет заметно проще и дешевле при существенном росте эффективности.

В основе проекта MH-139A лежит хорошо известная и отработанная платформа в виде многоцелевого вертолета AW139. Эта машина производится с начала двухтысячных годов, и к настоящему времени заказчикам передали около тысячи экземпляров. Вертолет показывает достаточно высокие технические и эксплуатационные характеристики. В зависимости от потребностей заказчика, он может нести разнообразное оборудование и даже вооружение.

Совместный проект «Боинга» и «Леонардо» предусматривает переработку базового вертолета под требования AFGSC. Прежде всего, это касается приборного оснащения для решения основных задач. Одновременно некоторые черты вертолета остаются без изменений. За счет этого, как утверждается, удалось обеспечить максимальную унификацию с другой техникой и упростить эксплуатацию, а также обеспечить полноценное решение боевых и транспортных задач.

MH-139A превосходит вертолеты UH-1N по ряду летных характеристик, что упрощает выполнение патрулирования. Для наблюдения за наземной обстановкой на нем имеется блок оптико-электронной аппаратуры и другие приборы. Возможен монтаж иного оборудования. Имеется просторная кабина, в которой можно разместить до 15 человек или соответствующий груз. Предусмотрены несколько точек для установки вооружения.

В такой комплектации вертолет может наблюдать за территориями вокруг ракетных баз и искать нарушителей. При их обнаружении возможна высадка группы захвата. Как и предшественники, новые вертолеты Grey Wolf также будут использоваться в качестве учебных и как транспорт для высокопоставленных лиц.

Оптимистичное будущее

Последние события имеют большое значение для Командования глобальных ударов ВВС США. Современный многоцелевой вертолет MH-139A позволяет решить серьезную проблему с устареванием наличной техники и обеспечить нормальную службу сухопутной компоненты СЯС на несколько десятилетий вперед.

Позиционные районы ракетных частей нуждаются в различных средствах защиты, в т.ч. в авиационной технике для патрулирования и перевозки бойцов. На данный момент подобные задачи, имеющие особое значение для обороноспособности США, решаются при помощи давно устаревших вертолетов. В 2021 г. им на смену придут современные образцы с более высокими характеристиками и широкими возможностями. Новым «Серым волкам» предстоит заменить «Хьюи» и занимать их место в течение следующих 30 лет.

Однако пока боевое дежурство вертолетов MH-139A остается делом будущего. Первый вертолет такого типа, переданный AFGSC на днях, предназначается для войсковых испытаний. Вскоре к нему присоединятся еще три вертолета. При этом полноценная служба новой техники начнется только через год с лишним, а на полное переоснащение эскадрилий уйдет еще несколько лет. Впрочем, процесс модернизации уже стартовал, и у ВВС США больше нет поводов для серьезного пессимизма.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!