Советские танки на службе израильской армии: история танка “Тиран”

На фото: Танки Т-54/55 во время переделки в “Тиранов”. В ходе Арабо-израильских войн прошлого Армия обороны Израиля регулярно захватывала многочисленные трофеи. Захваченную технику восстанавливали, модернизировали или перестраивали и отправляли в собственные части. Одним из главных результатов такого бережливого отношения к бронемашинам стала серия танков «Тиран». Эта серия основывалась на средних танках Т-54, Т-55 и Т-62, ранее принадлежавших соседним государствам. Проекты серии «Тиран» стали прямым следствием Шестидневной войны 1967 г. В ходе этого конфликта основу бронетанковой группировки арабских государств составляли средние танки Т-54 и Т-55, поставленные СССР. Война завершилась победой АОИ, которой к тому же удалось взять богатые трофеи – среди них имелись значительные количества танков разных типов. Порядка 200 захваченных средних танков имели хорошее состояние и могли оставаться в эксплуатации.

Средний танк “Тиран-4” – незначительно измененный Т-54

В связи с этим уже в 1967-68 гг. было принято решение о принятии техники на вооружение израильской армии. Для удобства танки переименовали. Машины Т-54 теперь именовались «Тиран-1», Т-55 обозначили как «Тиран-2».

Шестидневная война не была последним открытым столкновением стран. В последующих войнах АОИ неоднократно захватывала новые танки Т-54/55 и принимала их на вооружение. По разным данным, к середине семидесятых трофеями стало около 350-400 таких танков. Основная часть этой техники превратилась в «Тиранов».

По мере эксплуатации трофейных танков разрабатывались разные проекты модернизации, предусматривавших замену различного оборудования или установку новых устройств. Все подобные проекты сохраняли название «Тиран», а отличать их предлагалось по цифрам и дополнительным литерам. Позже вся серия проектов получила общее обозначение Ти-67 – две цифры указывали год приобретения первых «Тиранов».

Первые модернизации

Средние танки «Тиран-1» и «Тиран-2» представляли собой Т-54 и Т-55 без каких-либо доработок. Танки просто сменили хозяина и получили новые опознавательные знаки. Однако достаточно быстро АОИ начала переделку техники в соответствии со своими пожеланиями и нуждами. Результатом этого стало появление проектов «Тиран-4» и «Тиран-5». Проект с тройкой в названии отсутствовал.

Танк «Тиран-4» выполнялся на основе Т-54 с некоторыми изменениями, не затрагивавшими основные элементы конструкции. Так, на башне установили новый люк заряжающего, открывающийся назад. Перед ним разместили турель с пулеметом M1919A4. Часть танков также получила дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет M2 над орудием. На башне устанавливался 60-мм миномет для применения осветительных или дымовых мин.

Также на башне появились новые крепления антенны. На корме башни установили крепления под пару емкостей для воды. Позже там разместили полноразмерную корзину. Аналогичная емкость появилась на корме корпуса. Со временем «Тираны-4» получили новые надгусеничные полки с ящиками и креплениями для имущества.

Схожим образом переработали танки «Тиран-2», в результате чего появился «Тиран-5». Таким образом, танки четвертой и пятой модели имели максимальное сходство, а их различия, главным образом, определялись разницей проектов Т-54 и Т-55.

Модернизации «Тиран-4» и «Тиран-5» выполнили в конце шестидесятых годов. Они упростили эксплуатацию техники в специфических условиях Ближнего Востока, а также обеспечили ее унификацию с другими танками АОИ. При всем этом, тактико-технические характеристики не изменялись.

Новое вооружение

В начале семидесятых годов, незадолго до Войны Судного дня, танки «Тиран-4/5» прошли более серьезную модернизацию, направленную на повышение боевых качеств. 100-мм пушки Д-10Т перестали устраивать АОИ, из-за чего их заменили более мощным вооружением. Также предусматривалось обновление средств управления оружием.

“Тиран-5Ш” с бульдозерным отвалом

В боевом отделении поместили новую установку с 105-мм нарезной пушкой «Шарир» – израильской версией орудия M68 от американского танка Patton. Вместе с орудием использовались новые прицельные устройства. Укладки боевого отделения переделали под 105-мм унитарные выстрелы. Также предлагались различные доработки, связанные с повышением технических и эксплуатационных характеристик.

По названию нового орудия проекты модернизации получили обозначения «Тиран-4Ш» и «Тиран-5Ш». К началу войны 1973 г. часть парка средних танков успела получить пушки «Шарир», но прочие машины сохранили прежнюю комплектацию. В дальнейшем модернизация продолжилась, и доля носителей 105-мм пушки выросла.

Во второй половине семидесятых предпринимались новые попытки модернизировать имеющиеся танки. Выполнялась замена смотровых приборов, в т.ч. с применением современной аппаратуры ночного видения. Изменялись емкости для хранения и перевозки имущества, внедрялись новые светотехнические устройства и т.д.

В разное время пересматривался состав вооружения и систем управления им. На башне танков могло помещаться до трех пулеметов нормального и крупного калибра. Некоторые машины сохраняли M2 над пушкой, тогда как на других его переносили на один из люков экипажа. Несколько раз осуществлялась модернизация прицелов, вычислителей и т.д. Часть танков получила инженерное оснащение – тралы или бульдозерные отвалы. К концу десятилетия танки «Тиран-4Ш/5Ш» получили динамическую защиту Blazer.

Новая база

В 1973 г. арабские государства впервые использовали в бою средние танки Т-62. По результатам Войны Судного дня часть такой техники в хорошем состоянии досталась Израилю. Как и во время прошлых конфликтов, АОИ не стала разбрасываться трофеями и использовала их в свою пользу. Танки Т-62 были приняты на вооружение под названием «Тиран-6».

Тот же танк, вид сзади. Хорошо видны новые корзины и ящики на корпусе и башне

Изначально «Тиран-6» представлял собой Т-62 с новыми опознавательными знаками. Затем техника прошла модернизацию с учетом наработок по проектам «Тиран-4/5». Танки оснащались новыми ящиками для хранения, иными средствами связи и наблюдения. Осуществлялась замена штатных пулеметов на системы, состоящие на вооружении АОИ. Также использовался 60-мм миномет.

Экспортный вариант

В восьмидесятых годах Израиль решил выйти на международный рынок. Танки Т-54/55 стоят на вооружении нескольких десятков стран, и многие из них могли бы заинтересоваться израильским проектом модернизации под названием Ти-67С.

Модернизированный танк оснащался двигателем Detroit Diesel 8V-71T мощностью 609 л.с. и гидромеханической трансмиссией. Корпус и башню усилили динамической защитой. Для стрельбы из 105-мм пушки использовалась новая система управления огнем на основе импортных компонентов. За счет новой оптики и смотровых приборов танк мог работать днем и ночью.

Насколько известно, ни одна зарубежная страна не пожелала модернизировать свои Т-54/55 по израильскому проекту. Как и множество других вариантов модернизации старых средних танков, Ти-67С не оправдал надежд.

Танки в эксплуатации

Средние танки семейства «Тиран» начали службу в конце шестидесятых годов, и это определило их дальнейшую судьбу. Они участвовали во всех основных конфликтах следующих десятилетий, начиная с Войны на истощение. При этом роль «Тиранов» постоянно сокращалась ввиду их малого количества.

“Тиран-6” – перестроенный вариант Т-62

АОИ получила всего несколько сотен танков на иностранной базе, и это ограничивало потенциал такой техники. Потери во время боев сокращали ее численность, а строительство или закупка новых образцов уменьшали ее долю в войсках. Тем не менее, «Тираны» всех модификаций активно использовались и вносили свой вклад в борьбу с противником.

Активная эксплуатация «Тиранов» продолжалась до начала восьмидесятых годов, когда доля новой техники выросла до желаемых значений. Перестроенные Т-54 и Т-55 стали отправлять на утилизацию или на перестройку по иным проектам. Одним из главных результатов этого стало появление тяжелого БТР «Ахзарит». Часть бронемашин без переделки продали третьим странам.

Однако подобные события не привели к полному отказу от устаревшей техники. «Тираны» разных версий оставались в частях и на хранении вплоть до начала текущего десятилетия. Тогда сообщалось о наличии 350-370 бронемашин поздних модификаций. К настоящему времени все или почти все они списаны ввиду полного морального и физического устаревания.

История средних танков «Тиран» демонстрирует логичный и бережливый подход к сохранению и использованию трофейной бронетехники. Машины, пригодные к дальнейшей эксплуатации, сохранялись и обновлялись в соответствии с требованиями новых хозяев. Все это позволяло усиливать бронетанковые части АОИ и обеспечивать преимущества перед противником – в т.ч. чтобы захватывать новые трофеи. Со временем Израиль смог организовать массовое производство собственной техники с высокими характеристиками, и только после этого трофейные «Тираны» начали выходить из эксплуатации.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!