Авиация подразделений для специальных операций ВВС США: Часть 2

В предыдущей публикации Авиация подразделений для специальных операций ВВС США: Часть 1. мы рассмотрели задачи и структуру сил специальных операций, а также ознакомились с самолётами ССО ВВС США, созданными на базе военно-транспортного С-130 Hercules. Сегодня мы поговорим о современных конвертопланах СV-22В Osprey, предназначенных для обеспечения действий американского спецназа. После провала в 1980 году операции по освобождению американских заложников в Иране, руководство МО США высказало заинтересованность в летательном аппарате, способном осуществлять вертикальные взлёт и посадку и при этом иметь крейсерскую скорость полёта и дальность, сравнимые с турбовинтовым «Геркулесом». Летательный аппарат, совмещающий возможности самолёта и вертолёта, построенный в рамках программы JVX (Joint-service Vertical take-off/landing Experimental –

Картинки по запросу V-22 Osprey

Комбинированный экспериментальный вертикального взлёта и посадки) совместно компаниями Bell Helicopter и Boeing Helicopters и получивший наименование V-22 Osprey (англ. Оsprey — Скопа), впервые поднялся в воздух 19 марта 1989 года.

«Оспри» стал первым в мире серийным конвертопланом – летательным аппаратом, способным осуществлять вертикальные взлёт и посадку (как это делают вертолёты) и длительный высокоскоростной горизонтальный полет, характерный для обычных самолётов. Так как конвертоплан не является в полной мере ни вертолётом, ни самолётом, это сказалось и на его конструкции и внешнем облике. По компоновочной схеме «Оспри» представляет собой высокоплан с двухкилевым оперением, оснащённый двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов. Поворот гондол осуществляется с помощью гидропривода с винтовым механизмом.

Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал обеспечивает возможность управляемого полёта и посадки летательного аппарата на одном двигателе. Для уменьшения габаритов летательного аппарата во время стоянки крыло поворачивается, винты складываются. С целью уменьшения массы конструкции около 70% (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его примерно на 25% легче металлического.

С самого начала реализация программы летательного аппарата с турбовинтовыми двигателями, начавшаяся в первой половине 1980-х, продвигалась с большим трудом и неоднократно находилась под угрозой закрытия. Это было связано с большой долей принципиально новых технических решений и высокой аварийностью прототипов и первых серийных экземпляров. Большим ударом для проекта стал отказ Армии США продолжить финансирование. Представители военно-воздушных сил также относились к «Оспри» критически. На дальнейшей реализации программы настояло командование Корпуса морской пехоты, которому требовалось заменить вертолёты CH-46 Sea Knight, срок службы которых подходил к концу.

Конвертоплан СV-22В Osprey авиации сил специальных операций ВВС США
Радиусы действия вертолёта CH-46Е и конвертоплана МV-22В

Основным аргументом при этом, несмотря на более высокую стоимость, являлся многократно увеличенный боевой радиус действия и примерно вдвое большая скорость полёта в крейсерском режиме, что позволяло быстрей перебрасывать морских пехотинцев и грузы с УДК в зону высадки.

После череды аварий и катастроф большую часть проблем, связанных с технической надёжностью «Оспри», удалось решить, и в 2005 году Пентагон утвердил план производства. В 2008 году американское военное ведомство заключило контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму $10,4 млрд. В 2013 году МО США решило увеличить число закупаемых «Оспри» до 458 единиц. Из них 360 предназначены для КМП США, 50 для ВВС и 48 для ВМС. Стоимость одного СV-22В, принятого на вооружение Командованием авиации сил специального назначения в 2014 году, составляла $76 млн.

Спутниковый снимок Google Earty: СV-22В на авиабазе Киртлэнд

Эксплуатация конвертопланов СV-22В ССО ВВС США в строевых эскадрильях

Первый «Оспри» был передан 58-му авиакрылу специальных операций на авиабазе Киртлэнд в Нью-Мексико 20 марта 2006 года. Эта машина использовалась для подготовки пилотов и членов экипажа. 16 ноября 2006 года американские военно-воздушные силы официально приняли CV-22В на церемонии, проведенной в Хёрлбурт-Филд, штат Флорида. 4 октября 2007 года конвертоплан впервые был использован в реальной поисково-спасательной операции. 16 марта 2009 года командование ССО ВВС объявило, что первые шесть CV-22В 8-й эскадрильи специальных операций, базирующихся на авиабазе Хёлберт-Филд, готовы к выполнению боевых заданий.

Спутниковый снимок Google Earty: СV-22В на авиабазе Хёлберт-Филд

В июне 2009 года «Оспри» приняли участие в гуманитарной операции в Гондурасе, доставив в отдалённые деревни около 20 т продовольствия и медикаментов. В 2009 году CV-22В 8-й эскадрильи развернули в Ираке, а в 2010 в Афганистане. 3 июля 2014 года СV-22В высадил спецназовцев подразделения Delta Force в окрестностях лагеря боевиков в восточной части Сирии, где по данным разведки удерживались заложники. Коммандос ликвидировали боевиков на месте, но обнаружили, что заложники были перемещены в другое место и вернулись домой с пустыми руками. В целом конвертопланы в Ираке и Афганистане показали себя неплохо. По американским данным, коэффициент их технической готовности не опускался ниже 0,6.

По своим характеристикам СV-22В вполне соответствовал требованиям сил специальных операций. Особо отмечалось, что «Оспри» в отличие от вертолётов легко преодолевал горные хребты, а его радиус действия оказался существенно выше, но при этом был более требователен к посадочным площадкам.

Особенности конструкции и характеристики СV-22В

По массе и габаритам СV-22В близок к снятому с вооружения в 2008 году тяжелому вертолёту специального назначения MH-53J Pave Low III, но существенно превосходит его по скорости и дальности полёта. Масса пустого конвертоплана — 15 000 кг. Максимальная взлётная масса — 27 440 кг. Масса груза на внешней подвеске – 6140 кг, внутри грузовой кабины – 9000 кг. Экипаж – 4 человека. В кабине размерами 7,37х1,53х1,3м, объемом 24,3м ³ может разместиться 24 полностью снаряженных десантника или 12 раненых на носилках с сопровождающими медработниками. Практический потолок — 7620 м. Максимальная скорость в самолётном режиме — 565 км/ч, в вертолётном режиме — 185 км/ч. Размах крыла по концам лопастей винтов — 25,78 м. Длина при сложенных лопастях — 19,23 м. Ширина при сложенных лопастях — 5,64 м. Высота по килям — 5,38 м.

CV-22B, используемый авиацией ССО ВВС, отличаются от MV-22B, закупленным американским Корпусом морской пехоты, более совершенным БРЭО и увеличенным запасом топлива. В состав БРЭО CV-22B в базовом варианте входили навигационные системы TACAN, VOR/ILS и GPS, радиосвязное оборудование УКВ и КВ-диапазонов, системы опознавания и аппаратура ночного видения. При проектировании «Оспри» использовалась «стеклянная кабина», разработанная для вертолёта CH-46X, не запущенного в серийное производство.

Полётная информация выводится на четыре цветных дисплея. В кабине имеется пятый дисплей — для отображения карты местности. Для обеспечения полетов в режиме следования рельефу местности имеется БРЛС AN/ARO-174, которая также может использоваться для картографирования земной поверхности. Впоследствии БРЭО CV-22B, предназначенных для выполнения тайных заданий над территорией неприятеля, подверглось существенному улучшению, было доработано кабинное оборудование и разработано новое программное обеспечение.

По сравнению с «Оспри», поставляемыми КМП США, конвертопланы сил специальных операций имеют увеличенный запас топлива. Топливные баки MV-22B, предназначенного в основном для переброски с универсальных десантных кораблей морских пехотинцев и грузов, вмещают 6513 л авиационного керосина, а полная заправка баков CV-22B – 7710 л. Кроме того, «Оспри» ССО ВВС США могут нести три подвесных топливных бака ёмкостью по 1628 л. Для перегоночных полетов в грузовой кабине возможна установка дополнительных топливных баков общей ёмкостью топлива 7235 л. Боевой радиус действия без дозаправки в воздухе – около 800 км. Перегоночная дальность — 3890 км.

В настоящее время CV-22B могут принимать в полёте авиационное топливо со всех заправщиков ССО ВВС США, построенных на базе турбовинтового С-130. Также была подтверждена способность дозаправляться от штатных летающих танкеров американских военно-воздушных сил: KC-135, KC-10 и KC-46.

Потери CV-22B

Хотя после принятия «Оспри» на вооружение в авиации специального назначения были списаны все тяжелые вертолёты MH-53 Pave Low и отчасти потеснены самолёты МС-130, у командования ВВС было немало нареканий относительно уровня технической надёжности и безопасности полётов. С самых первых испытательных полётов «Оспри» приобрёл дурную славу. В различных лётных происшествиях было разбито 12 V-22 различных модификаций, при этом погибло 42 человека. Четыре «Оспри» потеряно в ходе испытаний, а остальные уже после принятия на вооружение. Впрочем, несмотря на ряд серьёзных инцидентов ССО ВВС безвозвратно утратили только два конвертоплана. 9 апреля 2010 года в результате падения СV-22В погибли 3 американских военнослужащих и один мирный житель, ещё 16 американцев получили травмы. Причиной катастрофы были названы ошибочные действия пилотов в условиях плохой видимости, потери ситуационной осведомленности и высокой скорости снижения. 13 июня 2012 года СV-22В упавший в результате ошибки пилота в окрестностях авиабазы Эглин не подлежал восстановлению, но все находившиеся на борту выжили.

Улучшение лётно-эксплуатационных характеристик и живучести CV-22B

В то же время используемые спецназом СV-22В неоднократно демонстрировали неплохую живучесть. Так, в декабре 2013 года три конвертоплана, задействованные для эвакуации американских граждан в Южном Судане, получили повреждения в результате обстрела с земли из стрелкового оружия. Впоследствии, после возвращения, в их корпусе насчитали 119 пробоин, которые привели к повреждениям топливной и гидравлической систем. Невзирая на повреждения СV-22В сумели продолжить управляемый полёт. Для того чтобы «Оспри» смогли преодолеть расстояние в 800 км и совершить посадку на аэродроме Энтеббе в Уганде, их пришлось несколько раз дозаправлять в воздухе с самолёта МС-130Н.

По результатам использования в зоне боевых действий Главное Командование специальных операций ВВС США потребовало произвести доработку СV-22В. Для повышения боевой живучести. В первую очередь было необходимо ликвидировать утечку топлива при простреле баков и установить баллистическую защиту кабины и наиболее уязвимых частей конструкции. В 2015 году на первые 16 CV-22B ССО ВВС США были установлены комплекты баллистической защиты, состоящие из 66 металлокерамических пластин. При этом масса бронезащиты составила 360 кг, при стоимости одного комплекта $ 270 000. Ввиду снижения полезной нагрузки и сокращения дальности полёта, было решено оснащать бронёй только «Оспри», непосредственно участвующие в боевых действиях. Падение лётных данных, произошедшее после установки брони, отчасти удалось компенсировать за счёт увеличения мощности двигателей AE-1107C на 17%. Этого удалось добиться благодаря модернизации турбины и топливной аппаратуры, при одновременном обновлении программного обеспечения. В результате крейсерская скорость полёта была увеличена с 446 до 470 км/ч.

Оснащение конвертопланов вооружением и аппаратурой противодействия системам ПВО

Для самообороны СV-22В при обстреле с земли рассматривались различные варианты установки вооружения. Чаще всего на «Оспри», летавшие в Афганистане и Ираке, в хвостовой части монтировали 7,62-мм пулемёты М240 (американский вариант FN MAG), а также 12,7-мм одноствольные М2 и трёхствольные GAU-19.

Бортовой стрелок ведёт огонь из пулемёта М240, установленного на рампе

С целью повышения ударных возможностей проводились испытания с ПТУР AGM-114 Hellfire, малогабаритными высокоточными авиационными боеприпасами AGM-176 Griffin и корректируемыми бомбами GBU-53 / B. Компания BAE Systems предложила модульную дистанционно управляемую систему вооружения IDWS с использованием шестиствольной 7,62-мм пулемётной установки GAU-2 В/A, обслуживаемой стрелком, в распоряжении которого имелась оптоэлектронная прицельно-поисковая система с ночным каналом.

Пулемётная установка GAU-2 В/A под фюзеляжем «Оспри»

Однако система вооружения IDWS никак не проявила себя в Афганистане. В первую очередь, это произошло по причине того, что американское командование стало очень тщательно планировать вылеты, зачищать территорию, где происходила высадка спецназа и сопровождать конвертопланы ударными вертолётами и штурмовиками. Кроме того, к тому моменту талибы, испытав на себе ударную мощь американской боевой авиации, стали избегать открытого столкновения. В итоге основная ставка в деле снижения уязвимости CV-22B была сделана на бронирование и установку усовершенствованных пассивных оборонительных систем. Модернизированные «Оспри», действующие в интересах Сил специальных операций, оснащены широкополосной цифровой приёмной аппаратурой AN/ALQ-211, которая в сложной электромагнитной обстановке анализирует радиочастотные излучения и для нейтрализации угроз может сбрасывать дипольные отражатели или задействовать генераторы помех. Для противодействия ракетам, наводящимися на тепловую сигнатуру двигателей, предназначены тепловые ловушки и лазерная система противодействия AN/AAQ-24 Nemesis.

Ближайшие перспективы использования конвертопланов в ВВС США

Хотя количество «Оспри» в ВВС США относительно не велико, они играют замерную роль в обеспечении боевой деятельности сил специальных операций. Ввод CV-22B в строй позволил отправить в отставку самолёты МС-130Е Combat Talon I и вертолёты MH-53 Pave Low. Конвертопланы также заметно потеснили в поисково-спасательных эскадрильях вертолёты HH-60G Pave Hawk. Планируется, что более скоростные перспективные конвертопланы CV-22С будут действовать совместно с вертолётами HH-60W, которыми планируется заменить HH-60G. Для дозаправки в воздухе вертолётов спецназа МН-60 и поисково-спасательных НН-60 в будущем CV-22С должны получить заправочное оборудование, аналогичное используемому на самолётах KC-130J. Повышение лётных, эксплуатационных и боевых характеристик модернизированных CV-22С в первую очередь должно произойти за счёт увеличения мощности двигателей на 25% и использования более совершенного БРЭО и вооружения.

Автор: Линник Сергей
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!