Комплексное обоснование инвестиций на основе моделирования, инженерных изысканий и 3D-сканирования

Предлагаем подготовку комплексного обоснования инвестиций (ОБИН) в модернизацию производственных объектов повышенной сложности. Отличительной особенностью нашей методики обоснования является высокая точность, основанная на применении передовых инновационных технологий подготовки данных для предпроектных работ и комплексного всестороннего технико-экономического обоснования. В частности, помимо полного цикла инженерных изысканий по геологии и геодезии, а также работ по  подготовке инженерно-технических решений для проектирования, нами выполняется 3D-лазерное сканирование производственной площадки, имитационное моделирование производства с подбором и точным обоснованием оптимальной производственной конфигурации, построение финансово-экономической модели всего процесса модернизации производственной площадки с учетом всех инженерно-технологических и организационных этапов и особенностей выбранной траектории преобразования предприятия.

Наработанные в процессе выполнения проекта данные позволяют в короткие сроки построить цифровую модель предприятия на основе специализированной многослойной геоинформационной системы.

Помимо отработанных инструментов имитационного моделирования производственной системы мы предлагаем для дальнейшего использования методы физического моделирования, которые позволяют без рисков и дополнительных затрат отработать технологию и оборудование конкретного технологического процесса в составе производственной цепочки и спрогнозировать его эффективность, надежность и оптимальный режим эксплуатации с учетом основных техногенных, природных и производственно-технологических факторов.

Работа такой сложности, точности и насыщенности в настоящее время во всем своем комплексе с увязкой всех частей, по нашим данным, не проводится ни одной инжиниринговой компанией.

Данная компетенция является уникальной на Российском рынке и исключительно востребованной в настоящее время, когда российская промышленность требует глубокой модернизации на основе качественной предпроектной работы с опорой на высокоэффективные инновационные методы.

Отработанная и защищенная нами методика, использованная в проекте, полезна широкому кругу потребителей от промышленных предприятий и корпораций, до инвестиционных компаний и финансовых институтов.

При отработке методики и материалов обоснования инвестиций было проведено детальное и очень тщательное согласование всех разделов проделанной работы на АО “Чепецкий механический завод”. Лист согласования методики насчитывает двадцать две инстанции этого предприятия в лице начальников участков, цехов, служб и руководителей высшего звена.


Справка:

Один из проектов, выполненных нами по данной методике был реализован на ОАО «Чепецкий механический завод», основанном 19 декабря 1946 г. и входящем в структуру Топливной компании “ТВЭЛ” Госкорпорации «Росатом» – российского производителя ядерного топлива и оборудования для атомных станций.

Завод является крупнейшим в мире и единственным в России производителем изделий из циркония и его сплавов, занимает ведущие позиции в производстве металлического кальция и сплавов на его основе, природного и обедненного урана.

Кроме того, на предприятии осуществляется выпуск высокочистого металлического ниобия, диоксида циркония и технической керамики на его основе, оксидов и карбонатов редкоземельных металлов. Освоено производство электролитического гафния и низкотемпературных сверхпроводниковых материалов, проката из титана, его сплавов и труб из нержавеющих сталей.

Обладая передовыми технологиями, квалифицированными кадрами, современным оборудованием и средствами контроля, ОАО «ЧМЗ» обеспечивает высокие технические характеристики производимой продукции, пользующейся большим спросом, как у российских, так и у зарубежных партнеров.


Измерение диаметра циркониевой трубки во время ковки с помощью четырех-осевого лазерного измерителя диаметра производства НПК “Интеграл”

Ниже мы приводим детали предлагаемой работы, на основе специально разработанного для этого комплексного технического задания.

ЭТАП 1. 3D-лазерное сканирование

Целью проведения работ по 3D-лазерному cсканированию является исполнительная съемка методом наземного лазерного 3D сканирования (далее – НЛС) для более полного и точного представления о геометрии объекта, компоновок технологического оборудования для дальнейшего применения при разработке имитационных моделей производства в качестве геометрического описания геометрии технологического оборудования, трубопроводов, воздуховодов и строительных конструкций.

Результирующее облако точек НЛС так же может быть использовано в качестве исходных данных для разработки ПСД реконструкции и модернизации с применением 3D и/или 2D-технологии проектирования.

Общие требования:

  • погрешность линейных размеров не превышает 10 сантиметров на 50 метров.
  • результирующее облако точек привязано к абсолютной географической сетке координат.
  • выбор расположения стоянок сканера обеспечивает отображение на одном скане максимальной площади снимаемой поверхности.
  • расстояние между стоянками сканера не превышает 20 метров
  • отсканированные области перекрываются от 15% до 30%
  • формат данных результирующего облака точек доступен для загрузки в САПР – .PTS и аналоги: .PTX, .E57, .POD, .RCS.

Результатом работ является результирующее облако точек НЛС, отображающее фактическое расположение и геометрию технологического оборудования, трубопроводов, воздуховодов и строительных конструкций объекта в виде файлов на материальном носителе – HDD диске в одном экземпляре.

В состав документации входит: аннотационный отчет с описанием выполненной работы, и рекомендациями по использованию материалов по НЛС в САПР Autodesk в формате MS Word в электронном виде на материальном носителе с результатами работ.

ЭТАП 2. Имитационное моделирование производственной системы

Целью проведения работ по имитационному моделированию является создание имитационной модели производственной системы «как есть» и имитационной модели производственной системы «как должно быть», учитывающей требования реального потока, изменения технологической компоновки и состава оборудования оптимальной целевой производственной конфигурации.

В рамках технического задания выполняются следующие работы:

  • Создание имитационной дискретной модели производственного процесса:
    • 1я итерация с выравниванием потока без учета времени операций;
    • 2я итерация и последующие с выявлением узких звеньев, альтернативных технологических операций/оборудования, оптимизацией процесса по другим параметрам с учетом времен выполнения операций, мощностей оборудования.
  • Оценка производственных возможностей выпускать плановые объемы готовой продукции;
  • Определение возможных (максимальных) объемов выпуска готовой продукции при существующих производственных и трудовых ресурсах;
  • Определение необходимых дополнительных мощностей для выпуска плановых объемов производства;
  • Определение оптимальных партий запуска и последующей обработки деталей и сборочных единиц (далее ДСЕ) для повышения эффективности производства, выполнения плановых или достижения максимальных объемов выпуска готовой продукции;
  • Оценка оптимальности расположения производственных объектов цеха;
  • Подготовка Отчёта о результатах имитационного моделирования производственной деятельности и схемы оптимального размещения оборудования.

Исходные данные формируются Заказчиком и передаются Исполнителю в следующем составе [1]:

  • планировки цехов;
  • данные по режиму работы специалистов цехов;
  • плановые и фактические показатели выпуска готовой продукции цехов;
  • данные по режиму работы оборудования (1, 2 или 3 смены);
  • данные по загрузке и эффективности использования оборудования;
  • данные регламентных работ по обслуживанию и ремонту оборудования;
  • информация о приобретаемом оборудовании (вид оборудования, модель, фирма-изготовитель, технические характеристики, опциональное наполнение, оснащение и т.д.);
  • информация о планируемых изменениях в технологиях производства полуфабрикатов и готовой продукции;
  • конструкторско-технологическая документация (чертежи, операционные карты, технологические и нормировочные ведомости и т.д.), на выпускаемую продукцию [2];
  • сменно-суточные задания, план-факт их исполнения. Период, за который предоставляется данная информация, согласовывается Сторонами отдельно;
  • информация и документы по нормам расхода заготовок;
  • планы и фактические данные по снабжению цехов заготовками, материалами и комплектующими;

Предоставленные исходные документы и информация, а также собранные в ходе работ информация и документы, являются собственностью Заказчика и используются исключительно в рамках исполнения работ по Техническому заданию, никаким образом не могут быть переданы третьей стороне, распространены или использованы в любых целях, кроме целей, указанных в Техническом задании.


[1]  – указанные в настоящем пункте исходные данные предоставляются на бумажном и электронном носителе по фактическим показателям – за предыдущие 12 месяцев, по плановым показателям – на предстоящие 12 месяцев, если иное не указано в конкретном пункте. Содержание, состав и требования к исходной информации Стороны могут менять в зависимости от специфики производства, глубины необходимого анализа, существующих данных и ресурсов по сбору информации и другим причинам.

[2] – работы с данной категорией документации проводятся Исполнителем в соответствии с Соглашением о конфиденциальности.


В ходе выполнения работ по Техническому заданию проходят следующие основные этапы:

  • реализация мероприятий организационного характера;
  • сбор исходной информации и документов;
  • анализ исходной информации и документов;
  • создание имитационной дискретной модели производственной деятельности «как есть» в 2D и 3D представлении на основе результатов лазерного сканирования цехов и технологического оборудования;
  • верификация имитационной дискретной модели;
  • создание имитационной дискретной модели производственной деятельности «как должно быть» в 2D и 3D представлении;
  • разработка и защита Исполнителем перед Заказчиком предлагаемых технологических компоновок и мероприятий.

ЭТАП 3. Инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания

Целю работы: получение достоверных и достаточных данных, необходимых для установления проектных значений параметров и характеристик зданий, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности.

Виды инженерных изысканий:

  • инженерно-геодезические;
  • инженерно-геологические;
  1. Работы выполняются в необходимой заказчику системе координат.
  2. Особые или дополнительные требования к выполнению отдельных видов работ в составе инженерных изысканий с учетом отраслевой специфики проектируемого объекта: общее количество скважин в пределах контуров существующих зданий не менее двух. Площадка возведения легких объектов складского назначения рассматривается как единый комплекс. Глубина скважин от уровня планировки не менее 15,0 м.
  3. Могут учитываться предполагаемые опасные природные процессы и явления, многолетнемерзлые и специфические грунты на территории расположения объекта.
  4. Может проводится научное сопровождение инженерных изысканий и проведение дополнительных исследований, не предусмотренных требованиями нормативных документов обязательного применения.
  5. Могут учитываться специальные требования к точности и обеспеченности необходимых данных и характеристик при инженерных изысканиях, превышающие предусмотренные нормативными документами обязательного.
  6. Могут учитываться специальные требования к составлению прогноза изменения природных условий.
  7. По результатам изысканий могут быть подготовлены предложения и рекомендации для принятия решений по организации инженерной защиты территории, зданий и сооружений от опасных природных и техногенных процессов и устранению или ослаблению их влияния.
  8. Обеспечение контроля качества при выполнении инженерных изысканий соответствует требованиям СП 47.13330.2016.
  9. Состав, форма и формат предоставления результатов инженерных изысканий, порядок их передачи Заказчику соответствуют требованиям СП 47.13330.2016 и условиям договора. Представляются технические отчеты по видам инженерных изысканий.
  10. При проведении работ учитываются результаты ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории инженерных изысканий осложнениях в процессе строительства и эксплуатации сооружений, в том числе, деформациях и аварийных ситуациях.
  11. Может быть выполнена съемка подземных коммуникаций при инженерно-геодезических изысканиях для строительства;
  12. Требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности необходимых данных и характеристик: в соответствии с СП 47.13330.2012;
  13. Изыскания проводятся с учетом интенсивность сейсмического;
  14. Перечень нормативных правовых актов, НТД, в действующей редакции, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнять инженерные изыскания:
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”;
  • Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии”;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”;
  • Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20 “Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства”;
  • СНиП 22-01-95 Геофизика опасных природных воздействий;
  • СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения;
  • СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;
  • СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства;
  • СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства;
  • СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства;
  • СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть II.
  • СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть III. Инженерно-гидрографические работы при инженерных изысканиях для строительства;
  • Отраслевые методические указания по подготовке обоснования инвестиций, утвержденные у Заказчиком.

Перечень отчетных материалов: в соответствии с СП 47.13330.2012:

  • технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий;
  • технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий.

ЭТАП 4. Обоснование инвестиций (ОБИН)

При подготовке обоснования инвестиций (ОБИН) разрабатывается предпроектная документация с учетом следующих общих данных:

  1. Идентификационных сведений объекта капитального строительства.
  2. Вида строительства.
  3. Основания для подготовки ОБИН.
  4. Исходных данных и условий для подготовки документации.
  5. Основных технико-экономических показателей и параметров проектируемого объекта.
  6. Особых условий строительства:
  • экстремальные, природные и техногенные условия строительства, требующие учета при проектировании.
  1. Планируемых сроков строительства и ввода объекта (объектов)
    в эксплуатацию.
  2. Источников финансирования.
  3. Идентификационных признаков объекта капитального строительства:
  • Назначения.
  • Принадлежности к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность.

Предпроектная документация составляется в соответствии со следующими требованиями:

  1. Требований по вариантной и конкурсной разработке
  2. Требований к режиму работы объекта.
  3. Требований к выделению этапов строительства
  4. Требований к качеству конечной продукции.
  5. Требований по применению экономически эффективной проектной документации повторного использования.
  6. Требований к составу и содержанию предпроектной документации:
  • Требований к составу и содержанию разделов предпроектной документации в соответствии с ЛНА Госкорпорации «Росатом»;
  • Требований к оформлению предпроектной документации – ГОСТ 21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации»;
  • Требований к оформлению документации генпланов – ГОСТ 21.508-93 «СПДС. Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов».
  • Требований к оформлению результатов инженерных изысканий – СП 47.13330 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».

  1. Требований к основным принципиальным решениям, оборудованию в составе:
  • Основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений по созданию объекта капитального строительства;
  • Требований к основному технологическому оборудованию с учетом современных технологий производства, современного уровня развития техники и технологий, современных строительных материалов и оборудования, применяемого в строительстве;
  • Требований к видам безопасности: санитарно-эпидемиологической, экологической, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.
  1. Требований к безопасности с учетом:
  • Определения необходимости установления санитарно-защитных зон, зон наблюдения, санитарных разрывов, зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и других зон с особыми условиями использования территорий, значимых в санитарно-эпидемиологическом и природоохранном отношениях;
  • Определения необходимости направления проектной документации на государственную экологическую экспертизу и государственную историко-культурную экспертизу;
  • Прогнозных результатов оценки воздействия объекта на окружающую среду и меры по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающие в том числе виды и объем основных мероприятий:
    • по охране атмосферного воздуха;
    • по оборотному водоснабжению – для объектов производственного назначения;
    • по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;
    • по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
    • по охране недр – для объектов производственного назначения;
    • по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций и последствий их воздействия на экосистему региона;
    • расчет инвестиций на природоохранные цели.
  • Мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в составе:
    • описания и обоснование концепции противопожарной защиты объекта капитального строительства, на основе которой будет в проектной документации разработана система обеспечения пожарной безопасности указанного объекта;
    • обоснования необходимости организации на объекте капитального строительства военизированной противопожарной службы МЧС России и строительства на его территории здания пожарного депо. Структуру, численность, техническую оснащенность следует определить актом межведомственной комиссии с указанием источника финансирования;
    • обоснования разработки специальных технических условий по проектированию противопожарной защиты объекта, отражающих комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;
    • обоснования необходимости проведения расчетных обоснований пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества;
    • описания и обоснование основных видов и объемов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

  • Мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в составе:
    • обоснования выбора оптимальных основных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства с целью обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • перечня основных мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности (виды и объем мероприятий);
    • класса энергоэффективности здания (сооружения).
  1. Требований к оценке экономической эффективности с учетом:
  • реквизитов документов, подтверждающих принятие решения о реализации инвестиционного проекта об осуществлении капитальных вложений с использованием средств соответствующего бюджета;
  • задания на подготовку ОБИН;
  • вариантов размещения объекта КВЛ на одном или нескольких земельных участках, основные критерии и обоснование оптимальности выбора площадки для размещения объекта КВЛ, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки обоснования инвестиций, экологических, техногенных, логистических рисков и рисков ресурсного обеспечения строительства;
  • сведений о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения
  • технико-экономических показателей объекта КВЛ, в том числе данных о проектной мощности, значимости для поселений (муниципального образования) и других данных, характеризующих объект;
  • сведений о функциональном назначении объекта КВЛ, составе и характеристик производства, номенклатуры выпускаемой продукции (работ, услуг);
  • сведений о потребности объекта КВЛ в топливе, газе, воде и электрической энергии, сведений о возможности предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • обоснования возможности осуществления строительства объекта КВЛ по этапам строительства с выделением этих этапов (при необходимости);
  • обоснования выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования, разработанной для аналогичного объекта КВЛ, которая будет использована при проектировании, либо невозможности (нецелесообразности) использования такой документации в связи с отсутствием документации для аналогичного объекта;
  • иных документов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимые для подготовки ОБИН.
  • Допущений и ограничений, предоставляемых Заказчиком, которые необходимо учесть в расчетах, а также целевых (желаемых) показателях эффективности, на основе концепции и финансово-экономической модели проекта.
  1. Требований к специальным разделам предпроектной документации:
  • о категорировании предметов физической защиты;
  • о выделении охраняемых зон (защищенной, внутренних и особо важных) и зон ограниченного доступа;
  • об оценке эффективности системы физической защиты.
  1. Требований к формату предоставляемых электронных документов:
  • Формат электронных документов, представляемых по результатам работ, должен соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минстроя России от 21.11.2014 № 728/пр, условиям договора (контракта).
  1. Требований к количеству экземпляров выдаваемой проектной документации и вид информационного носителя.

Сметная документации при разработке проектной и рабочей документации составляется в соответствии со следующими требованиями:

  1. Сметно-нормативная база:
  • Стоимость строительства определяется на основании укрупненных нормативов цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или документально подтвержденных сведений о проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
  • Стоимость отдельных видов затрат, не учтенных в ресурсно-технологической модели (использованной для расчета укрупненных нормативов цены строительства), а также затрат на реализацию решений (мероприятий), измененных по сравнению с указанной ресурсно-технологической моделью определяется укрупненными расчетами стоимости с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее – федеральный реестр сметных нормативов), действующих методических документов в сфере сметного нормирования и ценообразования, разъяснений от федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (далее – уполномоченные органы).
  1. Уровень цен для составления сметной документации:
  • Локальные и объектные сметные расчеты (сметы)  в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000; сводный сметный расчет в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000, а также приведенный в текущий уровень цен, соответствующий периоду составления ССР, но не ранее чем за 3 месяца до даты предоставления ССР в государственную экспертизу.
  1. Метод пересчета в текущий уровень цен:
  • Базисно-индексный метод с применением индексов изменения сметной стоимости, рекомендуемых уполномоченными органами по ценообразованию, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
  1. Локальные сметные расчеты (сметы):
  • Выполняются по форме образца № 4 приложения № 2 к МДС 81-35.2004.
  • При составлении локального сметного расчета (ЛСР) по объектам ИП КРЭА учитываются Единые отраслевые методические указания по оформлению спецификаций, сметной документации и форм первичной учетной документации, применяемых при приемке и взаиморасчетах за выполненные строительно-монтажные работы.
  1. Применение объектов-аналогов:
  • В отдельных случаях определение стоимости строительства проводится на основании ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов, получивших положительное заключение экспертизы в установленном порядке. При этом объекты-аналоги подбираются таким образом, чтобы по характеристикам максимально совпадать с проектируемым объектом.
  • В пояснительной записке к проектной документации отражаются сопоставительные характеристики разрабатываемого объекта и объекта-аналога по основным техническо-экономическим параметрам; в случае отличия параметров рассчитываются корректирующие коэффициенты.
  • Использование объектов аналогов со стоимостными характеристиками в уровне цен 1984 и 1991 гг. не допускается.
  1. Материальные ресурсы и оборудование:
  • Стоимость применяемых материалов, изделий и конструкций определяется по соответствующим сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, действующим на момент составления сметной документации и внесенным в федеральный реестр сметных нормативов.
  • Стоимость применяемых материалов, изделий и конструкций, отсутствующих в указанных сборниках сметных цен, или по характеристикам, отличным от учтенных в сметных нормативах, а также стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается на основании согласованного заказчиком конъюнктурного анализа, содержащего коммерческие предложения (прайс-листы) не менее трех поставщиков.
  • Коммерческие предложения (прайс-листы) содержат расшифровку стоимости затрат и условий поставки (НДС, тара, транспортные расходы, комплектация) в рублевом исчислении. При отсутствии в прайс-листах расшифровки цены, считается, что в стоимости учтен НДС и транспортные расходы по доставке. Коммерческие предложения (прайс-листы) формируются на дату не ранее чем за 3 месяца до даты составления сводного сметного расчета. Подбор коммерческих предложений (прайс-листов) оформляется отдельным томом, упорядочивается путем проставления страниц, позиций и составления оглавления.
  • Пересчет стоимости оборудования из текущего уровня цен коммерческих предложений (прайс-листов) в базисный уровень цен 2000 год осуществляется методом «обратного счета» с применением индекса изменения сметной стоимости на оборудование, пересчет материалов – с применением индекса изменения сметной стоимости на СМР. При этом индексы изменения сметной стоимости, используемые для пересчета цены оборудования или материалов в базисном уровне цен, должны быть такими же, которые используются для пересчета ССР в текущий уровень цен.
  • При включении стоимости оборудования или материалов по коммерческим предложениям (прайс-листам) в локальные сметные расчеты в графе «Шифр и номер позиции норматива» указывается фирма производителя, номер страницы тома и позиции, а также в графе «Наименование работ и затрат» отражается ценообразование. При составлении локальных сметных расчетов (смет) в расценках на монтаж оборудования указывется наименование (название, марку, тип и т.п.) устанавливаемого по данной расценке оборудования без учета его стоимости. Стоимость монтируемого оборудования выделяется в отдельный раздел, стоимость не монтируемого оборудования учитывается в отдельном локальном расчете (смете). Стоимость шефмонтажных услуг на оборудование выделяется в локальных сметных расчетах отдельно.

  1. Транспортные расходы:
  • Затраты на транспортировку материальных ресурсов свыше 30 километров, учтенных сметной нормативной базой (СНБ), учитываются в локальных сметных расчетах (сметах) при соответствующем обосновании проекта организации строительства (ПОС) и наличии согласованной с заказчиком транспортной схемы транспортировки материальных ресурсов, учитывающей оптимальные расстояния и способы транспортировки.
  • В соответствующих позициях локальных сметных расчетов (смет) в графе «Наименование работ и затрат» указываются вес единицы измерения перевозимого груза (1 м3, 1 шт., 1 м2 и т.д.).
  1. Накладные расходы:
  • Определяются в соответствии с МДС 81-33.2004 от фонда оплаты труда по видам строительных и монтажных работ, с учетом указаний и разъяснений уполномоченных органов, актуальных на момент составления сметной документации.
  1. Сметная прибыль
  • Определяется в соответствии с МДС 81-25.2001 от фонда оплаты труда по видам строительных и монтажных работ, с учетом указаний и разъяснений уполномоченных органов, актуальных на момент составления сметной документации.
  1. Коэффициенты, учитывающие условия производства работ и усложняющие факторы (особенности строительства):
  • Коэффициенты, указанные в Методических рекомендациях по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр, применяются только при обосновании проектом организации строительства (ПОС).
  • При ссылках в локальных сметных расчетах (сметах) на техническую часть или вводные указания сборников расценок или другие нормативные документы в графе «шифр, номера нормативов и коды ресурсов» после номера сборника и расценки указываются начальными буквами ОЧ, ТЧ или ВУ и номер соответствующего пункта, а при учете в позициях локальных сметных расчетов (смет) коэффициентов, учитывающих условия производства работ, в графе «Наименование работ и затрат» указывается величина этого коэффициента, а также сокращенное наименование и пункт нормативного документа.
  1. Объектные сметные расчеты:
  • Выполняются согласно п. 3.17 МДС 81-35.2004 по форме образца № 3 приложения № 2 к МДС 81-35.2004.
  1. Сводный сметный расчет выполняется согласно:
  • п. 4.71 МДС 81-35.2004 по форме образца № 1 приложения № 2 к МДС 81-35.2004, где при выделении этапов строительства ССР составляется на каждый этап и объединяется в сводку затрат по форме образца № 2 приложения № 2 к МДС 81-35.2004;
  • п. 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
  1. Затраты на временные здания и сооружения:
  • Определяются при обосновании в ПОС по нормам в соответствии ГСН 81-05-01-2001 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений».
  1. Зимнее удорожание
  • Затраты, связанные с зимним удорожанием, определяются при обосновании в ПОС в соответствии ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».
  1. Прочие работы и затраты:
  • Определяется по нормативу или расчетом по согласованию с заказчиком при соответствующем обосновании в ПОС согласно п. 4.85 МДС 81-35.2004 и других отраслевых методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
  1. Содержание службы заказчика, строительный контроль:
  • Затраты на проведение строительного контроля определяются по расчету, выполненному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 в случае привлечения заказчиком специализированной организации на осуществление строительного контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716). При включении затрат в ССР необходимо указать ссылку на установленный норматив, в соответствии с которым определен размер затрат, и приложить расчет.
  1. Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы:
  • Затраты на проведение технологического и ценового аудита определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (данное требование указывается в случае необходимости проведения ПТЦА).
  • Стоимость проектно-изыскательских работ определяется сметными расчетами на основе Сборников и Справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы (СЦ и СБЦ), включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

  1. Авторский надзор:
  • Лимит средств определяется расчетом в соответствии с МДС 81-35.2004 в пределах 0,2% от итога по главам 1 9 ССР в базисном уровне цен 2000 года с пересчетом в текущий уровень цен с применением индекса изменения сметной стоимости проектных работ, указанного в конце сводного сметного расчета и относится к главе 12 сводного сметного расчета. По объектам, не оговоренным законодательными и иными правовыми актами, заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проектной документации.
  1. Средства на проведение Государственной экспертизы:
  • Определяются в размере, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, от базовой стоимости разработки проектной документации и изыскательских работ в базисном уровне цен 2000 года с пересчетом в текущий уровень с применением коэффициента, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 01.01.2001, который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
  1. Непредвиденные работы и затраты:
  • Определяются в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.
  1. Налог на добавленную стоимость:
  • Определяется в текущем уровне цен в соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации.
  1. Возвратные суммы:
  • Учитываются согласно п. 4.99 МДС 81-35.2004 (в базисных ценах без НДС, в текущем уровне цен с учетом НДС).
  1. В том числе ПИР:
  • Выделяются справочно отдельной строкой в текущем уровне цен с НДС.
  1. Индекс-дефлятор (для прогнозного уровня цен)
  • Учитывает сроки строительства в соответствии с этапами строительства в прогнозном уровне цен индексами-дефляторами Минэкономразвития России.
  1. Дополнительные требования:
  • Сметная документация представляется на бумажном и электроном носителе в формате MS Excel с сохранением всех функциональных взаимосвязей.
  • Выходная форма локального сметного расчета (сметы) на бумажном носителе формируется с отображением фонда оплаты труда (ФОТ), от которого определяются накладные расходы (НР) и сметная прибыль (СП), а также значения (в %) НР и СП по каждой позиции и по итогам каждого раздела сметного расчета (сметы).
  • Локальные сметные расчеты (сметы) дополняются ведомостями объемов работ, определенных по проектным данным по каждому разделу проекта (с подсчетами и ссылками на чертежи).
  • Для объектов ИП КРЭА при составлении ЛСР, ОСР, ССР используются Единые отраслевые методические указания по оформлению спецификаций, сметной документации и форм первичной учетной документации, применяемых при приемке и взаиморасчетах за выполненные строительно-монтажные работы.
  • В пояснительной записке к сметной документации приводится следующая информация:
    • местоположение строительства, реконструкции или технического перевооружения объекта;
    • наименование сборников (их частей) и каталогов сметных нормативов (государственных, территориальных, отраслевых), принятых для составления сметной документации на строительство;
    • уровень цен, принятый метод определения сметной стоимости;
    • наименование подрядной организации (при ее наличии);
    • наименование документа с последними принятыми нормативами накладных расходов (по видам строительства или вида строительных и монтажных работ) и поправочные коэффициенты к ним;
    • наименование документа с последними принятыми нормативами сметной прибыли (общеотраслевые, по видам работ) и поправочные коэффициенты к ним;
    • особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;
    • особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;
    • особенности определения средств по главам 8 – 12 ССР стоимости строительства;
    • расчет распределения средств по структуре капитальных вложений;
    • удельные технико-экономические показатели по проекту;
    • другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства, характерные для данной стройки.
  1. Требования, учитывающие особые условия строительства объекта:
  • Предусматриваются проектом организации строительства.