Экскурсия на флагман Российского ВПК Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД»

24 января 1942 года решением ГКО в Москве, на площадях эвакуированного Центрального института авиационного моторостроения для выпуска серийных моторов М-11Д был образован Завод № 41 НКАП (до Великой Отечественной войны в системе Наркомата авиапромышленности существовало другое предприятие под этим номером деревообделочный завод № 41). 7 июня 1942 года, в связи с возвращением ЦИАМа из эвакуации, Завод № 41 переведен на площадку эвакуированного Завода № 20, расположенную возле станции Братцево Московской окружной железной дороги, неподалеку от Ленинградского шоссе. Завод № 20 по выпуску авиамоторных агрегатов был образован на этой площадке в 1930 году. В 1941 году 20-й завод был эвакуирован в Омск, а на оставшейся части производства основан Завод № 451. В конце июня 1942 года Завод № 41 начал выпуск авиамоторов на новых площадях.

Картинки по запросу московский машиностроительный завод «АВАНГАРД»

В этом же году на предприятии начат ремонт поступаемых с фронта моторов М-11 и М-62. 1 августа 1946 года, в соответствии с приказом министра авиационной промышленности, предприятие было реорганизовано в опытный завод 4-го ГУ по производству газотурбинных двигателей авиаконструктора Владимира Уварова.
12 июня 1948 года, в соответствии с решением Совмина и приказом МАП, завод из опытного вновь переведен в число серийных заводов по выпуску авиамоторных агрегатов и передан во 2-е ГУ. 6 августа 1949 года на Заводе № 41 начата подготовка к серийному производству стрелково-пушечного вооружения для самолетов ТУ-4.

31 декабря 1952 года на заводе начата подготовка серийного производства зенитных управляемых ракет В-300. 10 июля 1953 года он переведен в 9-е ГУ МАП. В период освоения ракетной техники было заменено почти 50 процентов станочного оборудования, организованы новые цехи, участки и лаборатории, началось жилищное строительство и строительство детских учреждений. 4 апреля 1955 года, в соответствии с постановлением Совмина, завод передан в 6-е главное управление Миноборонпрома. С 14 декабря 1957 года завод находился в составе ГКОТ. Со 2 марта 1965 года предприятие было в составе Миноборонпрома, затем в составе Минавиапрома.

В период организации производства зенитных ракет В-300 предприятие возглавлял Иван Лихачев. В 1926 году он был назначен директором автозавода АМО. При нем развернулось огромное строительство. Фамилия Лихачева не сходила со страниц советских газет, он стал народным героем. С 1939 по 1940 год занимал должность наркома среднего машиностроения СССР, в ведение которого входили автомобильные заводы. В 1940 году вновь возглавил предприятие, носившее в это время имя ЗИС, и находился в этой должности до 1950 года.

В апреле 1950 года Лихачев был назначен директором секретного предприятия – завода № 41 Министерства авиационной промышленности. Известное всей стране имя исчезло в самый разгар так называемого ленинградского дела, и многие решили, что Лихачев стал жертвой репрессий В апреле 1950 г. Ивана Алексеевича Лихачева уволили, инкриминировав хозяйственные нарушения и ошибки «при подборе и расстановке кадров».

Завод № 41 Иван Лихачев возглавлял до августа 1953 года. Под его руководством был организован выпуск первых ЗУР В-300.

В 1954 году на заводе начат выпуск ракет 1Д. В 1956 году проведены первые контрольно-серийные пуски. Позже для системы С-75 и ее модификаций выпускались ракеты 11 ДМ, 13Д, 20Д, 20ДУ, 20ДСУ, 15Д, 5Я23, 5В29. Экспортные варианты были поставлены в 24 страны мира. Качество и надежность заводских ракет семьдесят пятой системы подтверждены многолетней эксплуатацией в войсковых подразделениях, сотнями пусков во время испытаний и учений, а также непосредственно в период боевых действий во Вьетнаме, Египте, Ливии.

Для системы С-200В заводом был начат выпуск ракеты 5В28, позже производство передано на Ленинградский Северный завод. ММЗ «Авангард» первым освоил выпуск изделий нового поколения5В55 и 48Н6 и обеспечил их поставку по государственному заказу для Министерства обороны. Именно этими ракетами укомплектованы войска ПВО Московского округа. Они обеспечивают надежную защиту воздушного пространства Москвы, Подмосковья и особо важных объектов.
После потери ряда производств внешней комплектации в странах СНГ, ММЗ «Авангард» в кратчайшие сроки обеспечил собственное изготовление агрегатов и узлов изделий, транспортно-пусковых контейнеров и пакетов для транспортировки изделий, что позволило выполнить госзаказ в установленные сроки. Предприятие постоянно систематизирует вопросы эксплуатации и оценки надежности парка эксплуатируемых изделий, входящих в системы С-75 и С-300, как на территории России, так и за ее пределами. По результатам проводимых работ принимаются решения об увеличении эксплуатационных сроков.

ММЗ «Авангард» – базовое предприятие по восстановлению длительно эксплуатирующихся изделий 5В55, изготовленных Ленинградским Северным и Жулянским механическим заводами. Это позволяет сохранять существующий парк боевой техники. Участвуя в создании новых модификаций и типов, завод ведет работу по новому изделию и поставляет детали для заводских и совместных испытаний.

С 1954 по 1964 год начальником производства завода работал Михаил Алексеевич Ильин. Позже он возглавлял Долгопрудненский машзавод, а с 1969 по 1987 год Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии М.А.Ильин был заместителем министра авиационной промышленности СССР. С 1953 по 1969 год главным инженером предприятия был Александр Васильевич Малютин. С 1970 по 1976 год инженерные службы завода возглавлял Александр Тимофеевич Ильин. Позже А.Т.Ильин работал заместителем министра авиационной промышленности.
С 1953 по 1975 год директором завода был известный организатор авиационной промышленности Алексей Яковлевич Секачев. С 1975 по 2000 год предприятие возглавлял Виктор Павлович Пасько. В 2000 году генеральным директором ММЗ «Авангард» назначен Леонид Альбертович Брюханов.

4 января 1967 года, приказом министра авиационной промышленности, на базе отдела главного конструктора завода и специалистов МКБ «Факел», было создано ОКБ Московского машиностроительного производственного объединения «Авангард». На ОКБ были возложены задачи разработки и подготовки совместно с МКБ «Факел» технической документации для предъявления государственной комиссии по совместным испытаниям изделий типа 5В61, принято решение об участии ОКБ в заводских и совместных испытаниях этих изделий. В состав ОКБ вошли тематические отделы конструкций, электрорадиооборудования, эксплуатационной документации и обеспечения испытаний, а также теоретический отдел. Каждый отдел состоял из специализированных конструкторских бюро. Главным конструктором ОКБ был утвержден Владимир Сергеевич Котов.

Приказом министра авиационной промышленности от 8 августа 1968 года на ОКБ возложены задачи по разработке и модернизации изделий типа Д при общем техническом руководстве МКБ «Факел». При этом эскизные проекты вновь разрабатываемых и модернизируемых изделий ОКБ утверждались генеральным конструктором П. Д. Грушининым. Коллективом ОКБ выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по изделиям типа Д, велась конструкторская подготовка производства и разработка технической документации новых изделий ОКБ “ФАКЕЛ”. ОКБ участвовало в заводских и совместных испытаниях, в проведении работ по продлению эксплуатационных сроков изделий, проводило контрольно-серийные испытания. Были разработаны модернизированные ракеты 5Я23 и 5В29. Благодаря усилиям коллективов ОКБ ММЗ “Авангард” и МКБ “Факел”, первоначально установленные сроки эксплуатации ракет системы С-75 были доведены до 17,5-27,5 лет. Разработаны документация и оборудование для ремонта ракет в условиях ремонтных баз.

31 марта 1981 года ОКБ поручено проведение испытаний, доводка и отработка опытных образцов транспортно-пусковых контейнеров ракеты 48Н6. В 1983 году передано ведение технической документации на провах главного конструктора на серийные изделия МКБ “Факел”, изготавливаемые заводом. На базе ракет 20Д и 5Я23 ОКБ предложило создавать ракеты мишени. Были разработаны РМ “Синица-1”, “Синица-6”, “Синица-1”, “Синица-36”, “Синица-23”, “Коршун”, комплексы которых создаются в Кунцевском ОКБ. В настоящее время ведется разработка ракеты мишени “Бекас”.

С 1968 по 1981 год ОКБ возглавлял Владимир Алексеевич Рыбин. С 1981 по 1992 год главным конструктором ОКБ был Иван Петрович Петровичев.

Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД» считается одним из ключевых предприятий по выпуску зенитных управляемых ракет в России. О текущем положении, достижениях, планах и условиях работы на заводе рассказал его генеральный директор Александр Анатольевич Ведров.

— Какова роль завода «Авангард» в оборонной промышленности?

— Наш завод входит в состав концерна воздушно‑космической обороны «Алмаз-Антей» — крупного холдинга оборонно‑промышленного комплекса, лидера сегмента систем воздушно‑космической обороны в Российской Федерации.

Наше предприятие занимается серийным производством и ремонтом ракет для зенитных ракетных комплексов различного радиуса действия. Наш завод — не предприятие полного цикла: мы получаем комплектующие от других предприятий концерна, превращаем их в изделие и передаём заказчику.

Не без гордости отмечу, что «Авангард» уникален: на данный момент лишь он выпускает ракеты всех типов для зенитных ракетных комплексов С-400, которые идут и на вооружение российской армии, и по экспортным контрактам. Скоро запустится предприятие-дублер, но пока все ракеты для комплекса производятся только у нас.

— Высок ли спрос на продукцию предприятия?

— Наши изделия в составе производимых концерном «Алмаз-Антей» комплексов широко востребованы и внутри страны, и за рубежом. Среди наших покупателей — такие «сложные» заказчики, как Турция, Индия и Китай, которые не стали бы приобретать вооружение, не соответствующее всем современным стандартам. Могу заверить, что иностранные покупатели крайне довольны нашей продукцией, при этом она дешевле и эффективнее любых западных аналогов.

— Есть ли различия между продукцией, изготавливаемой для нашего рынка и поставляемой на экспорт?

-У экспортной продукции компонентная база может быть другой — по договоренности с приобретающей стороной. Кроме того, у экспортных изделий более суженные и «загрубленные» технические характеристики.

— То есть, мы не создаем оружие против себя?

— Да, «свое» оружие по «своим» априори стрелять не может. Если утрировать, в наши войска идут более точные, более дальние и более скоростные ракеты. Зарубежные покупатели об этом знают, это одно из условий сотрудничества.

— С какими трудностями сегодня сталкивается предприятие, и Вы как его руководитель? (Мы знаем, что Вы занимаете сразу два высоких поста: генерального директора ММЗ АВАНГАРД и заместителя генерального директора по производственно-технологической политике концерна «Алмаз-Антей», как Вам это удаётся? )

На самом деле, это дается мне нелегко, сам не знаю, как успеваю — 24 часов в сутках не всегда хватает. Предприятия концерна разбросаны по всей стране, и мне постоянно нужно ездить в командировки: нередко требуется личное присутствие, чтобы проверить исполнение того или иного плана, той или иной задачи или решить спорные моменты. Спасают современные средства связи, к тому же мы выстроили логистику так, чтобы получать документы в онлайн-режиме.

Поделюсь головной болью любого руководителя завода, который выполняет Гособоронзаказ. Я как генеральный директор отвечаю за финальное изделие, но даже без маленькой гаечки оно не получится. Например, может не хватать какого-нибудь специального лака, потому что предприятие где-нибудь в Нижнем Новгороде приостановило производство. В таком случае приходится выкручиваться, оперативно искать дублёров или помогать решать проблемы данного нижегородского предприятия. Существует также проблема, что периодически кто-то из поставщиков отказывается поставлять нам комплектующие или пытается поставить некачественную продукцию — благо, на заводе серьезный входной контроль. В остальном у нас есть все необходимое: и планирование, и сотрудники, и оборудование. Все работает как часы — надо только завести.

— Каковы ключевые итоги минувшего года?

— В прошлом году мы освоили новые изделия, а объем выпускаемой продукции вырос почти на треть! Недавно нашему предприятию исполнилось 77 лет, и у нас проходит масштабная модернизация. Мы занимаемся реконструкцией распределительных электрических сетей, запускаем модульную котельную взамен старой, закупили и смонтировали новое оборудование и проводим капитальный ремонт зданий. Это очень важный для всего предприятия этап, поэтому контроль за дисциплиной у нас — как в армии: все строители — человек двести — с утра выстраиваются в шеренгу, а мы с другими руководителями проверяем, чтобы они были обеспеченны спецодеждой и очень хотели работать.

Могу отметить, что модернизация касается не только техники и помещений, но и системы управления персоналом, отношения сотрудников к работе.

— Привлекаете ли вы на завод молодежь?

— Несомненно! У нас есть соглашение с такими профильными учебными заведениями, как МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГТУ «Станкин». Мы проводим дни открытых дверей и экскурсии, во время которых можно посмотреть, как у нас устроена работа. Для молодых специалистов установлены дополнительные выплаты. Все эти меры весьма результативны: у нас около трех тысяч работников, и примерно треть из них младше 35 лет. Само собой, есть у нас и аксакалы — старейшему из сотрудников 94 года.

— Сформировались ли на заводе трудовые династии?

— Есть несколько случаев, когда у нас трудятся три или четыре поколения одной семьи. Это представители рабочих специальностей- подобное приветствуется. Но мы против кумовства, особенно если речь идет о сфере закупок и снабжения.

— Есть ли у вас традиционно женские профессии?

— В одном из цехов вяжут жгуты — это, если упрощать, толстые пучки из тоненьких проводков, некое подобие косы у автомобиля, только более сложное. Это очень важный элемент ракеты, его можно сравнить с кровеносными сосудами человека — так что работа крайне ответственная. Сотрудники цеха изготавливают пучок со всеми соединениями и разъемами, при этом очень важно различать провода разной длины. Мужчины, конечно, тоже могут с этим справиться, но лучше эта кропотливая работа получается у женщин. До сих пор не понимаем почему.

— Какие условия предприятие предлагает сотрудникам?

— Начну с того, что у нас средняя зарплата — более 90 тысяч рублей. Кроме того, есть целый ряд мотивационных выплат. Так, в этом году было введено положение об отличнике качества, позволяющее получить 20% прибавки к зарплате. При этом сотрудники сами определяют лучших по цехам и отделам, руководствуясь определенными критериями.

Также у нас есть бесплатные обеды в заводской столовой для 600 сотрудников вредного производства и жилищная комиссия, которая предоставляет места в общежитии или доплачивает тем, кто снимает квартиру. Функционирует профсоюз, многие сотрудники получают путевки в дома отдыха, их дети — в детские лагеря.

— Поделитесь, какие шаги по развитию предприятия запланированы на ближайшее будущее?

— Модернизация идет полным ходом, скоро мы начнем строить новый цех гальванических покрытий. В планах строительство собственного физкультурно-оздоровительного комплекса. Мы провели опрос среди сотрудников и выяснили, что для них очень важно иметь в шаговой доступности современный спортивный комплекс. Пока это не реализовано, мы частично компенсируем стоимость абонемента в фитнес-залы. Тем более, что у завода есть спортивные команды по различным видам спорта, которые показывают высокие результаты в городских и региональных турнирах. Не так давно наша футбольная команда заняла первое место в чемпионате среди предприятий ОПК.

Руководство предприятия готово решать новые задачи, увеличивать объемы работ и выпускаемой продукции, выполнять новые проекты, в том числе реализовать программу по диверсификации производства, и, конечно, улучшать социальный климат предприятия. Со своей стороны скажу, что моя работа — это ответственность перед подчиненными и коллегами, перед иностранными покупателями и родной страной. Это вызов, который я принимаю каждый день и делаю все, чтобы достойно с ним справиться.

Автор: Елена Бионышева-Абрамова
Источник: https://sdelanounas.ru/, http://eurasian-defence.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!