Компания “Русская механика” начала выпуск современных снегоходов для Арктики: долгий путь от Бурана до новейших решений

Компания “Русская механика” запустила в Ярославской области производство снегоходов нового поколения RM Vector 551i, оснащенных для работы в климатических условиях Арктики и Крайнего Севера. Ранее Фонд развития промышленности предоставил “Русской механике” заем в размере 24,5 млн руб. на закупку оборудования, также 10,5 млн руб. компании предоставил Фонд развития промышленности и агропромышленного комплекса Ярославской области. Новый снегоход может перевозить людей и грузы по снежному бездорожью, преодолевая глубокий снежный покров, склоны, траншеи при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс пяти градусов. Способен развивать скорость до 105 км/ч.

АО “Русская механика” — компания в Ярославской области. Предприятие производит снегоходы, квадроциклы и мотовездеходы, которые используются в сельском и лесном хозяйстве, в сфере туризма, геологии, в традиционных отраслях коренных народов Крайнего Севера, а также в сфере безопасности и охраны.

Справка:

Главную роль в создании первого массового советского снегохода сыграл Павел Фёдорович Дерунов, директор «Рыбинского производственного объединения моторостроения». Подтолкнул его к этому шагу госплан: крупные оборонные предприятия СССР должны были производить товары народного потребления.

Павел Фёдорович Дерунов
1916–2001

На РМЗ делали авиадвигатели. На заводе в тот период работало 37 тысяч человек, и директору не хотелось распылять мощности предприятия на банальные «чашки-ложки». Хотелось выпускать технически сложное изделие.

Выбрав достойный продукт – снегоход, – заводчане решили сосредоточить усилия на производстве устойчивой двухгусеничной машины, рассчитанной на серьёзную работу.

...

В 1970 году началась разработка опытного образца снегохода, а уже в марте 1971-го был изготовлен первый снегоход «БУРАН» с двигателем от мотоцикла «ИЖ-Юпитер-3».

Однако мощности мотоциклетного двигателя не хватало, и в 1971 году для «БУРАНА» заводскими силами был спроектирован двигатель РМЗ-640.

В апреле 1972 года была выпущена первая партия снегоходов, начались испытания. Ровно через год, после завершения межведомственных испытаний, Государственная комиссия приняла решение о постановке «БУРАНОВ» на серийное производство.

Испытания севером

Чтобы дать новой технике широкий резонанс и выявить ее слабые места, был организован длительный испытательный пробег по маршруту Рыбинск-Воркута. 18 марта девять «БУРАНОВ» стартовали из Рыбинска, а 15 апреля жители Воркуты стали свидетелями необычного зрелища: по улицам города прошла колонна снегоходов с санными прицепами.

18 марта 1974 — старт на Воркуту

Пробег завершился успешно. Переход дал создателям «БУРАНА» информацию для дальнейшего совершенствования машины. По протяженности, сложности и численности группы пробегу «Рыбинск-Воркута» не было равных в СССР.

 Побывал «БУРАН» и на Северном полюсе. Весной 1974 года снегоход доставили на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22».

На арктических станциях при морозе ниже 30 градусов пуск любого двигателя представлял трудность – технике нужен был предварительный подогрев. Однако «БУРАНУ» он оказался не нужен: в самую лютую стужу снегоход заводился с пол-оборота. Новый вид транспорта завоевал симпатии полярников – за полгода работы снегоход прошел около двух тысяч километров.

В 1974 году в конструкторском бюро начали разработку одногусеничного снегохода «Сатурн», оснащённого двигателем РМЗ-640. Однако работы эти остались невостребованными.

Новой технике нужна была испытательная база. Вначале небольшой штат испытателей базировался на территории завода. Однако нужна была база ходовых испытаний. Создали её моторостроители собственными силами в районе деревни Кстово. И в 1979 году в Рыбинске был сдан первый России испытательный центр снегоходов. В этот период численность отдела была около 129 человек.

Благодаря новым машинам в СССР появился новый вид спорта. Датой официального рождения снегоходного спорта считается 1974-й год. С 1976-го в окрестностях Рыбинска стал проходить межобластной кросс. Когда новым для страны Советов видом спорта заинтересовался журнал «За рулем», появились гонки на призы журнала. Соревнования стали проводить в разных городах страны – снегоходы завоёвывали популярность.

Поиск новых решений

«БУРАН» быстро завоевал популярность на внутреннем рынке, однако он был не универсальным, требовались новые модели.

Все зарубежные компании к восьмидесятым годам ХХ века стали выпускать более экономичные и лёгкие в управлении одногусеничные снегоходы. И в Рыбинске в 1980 году была создана экспериментальная машина – одногусеничный снегоход «Поиск» с двигателем жидкостного охлаждения.

Другая находка – оснащение «БУРАНОВ» приспособлениями для скашивания трав – помогло руководству завода сэкономить трудовые ресурсы в страду. В советское время повсеместно практиковалась «шефская помощь»: с крупных промышленных предприятий людей отправляли в подшефные колхозы и совхозы убирать урожай.

Летом 1980-го руководство завода поставило задачу: оборудовать сорок «БУРАНОВ» приспособлениями для скашивания трав. Эксперимент оказался удачным, но в серийное производство сельхозагрегат не пустили.

Без «БУРАНОВ» трудно было представить жизнь северных районов страны. Снегоходы нашли применение в рыболовецких колхозах, охотничьих хозяйствах, на предприятиях связи и в арктических экспедициях. «БУРАНУ» был присвоен и дважды подтверждён Государственный знак качества.

Конструкторское бюро работало и над перспективой. В 1982-м году был спроектирован одногусеничный снегоход «Икар». В конце этого же года – двухгусеничный снегоход с двумя управляемыми лыжами и закрытой кабиной, в 1984-м – спроектирован снегоход для тушения пожаров.

У базовой модели «БУРАНА» появлялись модификации: в июле 1982 года предприятие малыми сериями начало выпускать снегоход «БАРС», предназначенный для военных. Он отличался установленной на капоте фарой-искателем, мог перевозить солдата, рацию и буксировать лыжников.

Их итогом стало улучшение конструкции, введение новых элементов или, наоборот, упрощение деталей либо технологии изготовления.

За первое десятилетие производства снегоходов предприятие получило более двух десятков авторских свидетельств и патентов.

Часть научно-исследовательских работ выполняли с помощью ведущих институтов СССР. В 1988 году совместно с ленинградским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики был разработан одногусеничный снегоход. Назвали машину «ТАЙГА», предвосхитив почти на десять лет появление флагмана «Русской механики».

В самом конце восьмидесятых появилась модификация «БУРАН-М». Помимо необычной внешности («дело рук» ВНИИТЭ), машина получила увеличенный до сорока литров бензобак и большую мощность: 35, а не штатные 28 лошадиных сил. Позже машину назвали «Арктикой».

На волне перемен в 1992-м был разработан и изготовлен «БУРАН», оснащённый компактной буровой установкой с автономным двигателем.

В 1994-м году на Московской международной выставке рыбинцы подсмотрели прототип «железного коня», и решили, что смогут сделать лучше. Помогли старые связи: ВНИИ транспортного машиностроения и ВНИИ лесного хозяйства помогли решить организационные вопросы. Заказчиком машины выступил Рослесхоз. Первого МУЛа (Машину универсальную лесную) собрали и отправили лесникам Ленинградской области в 1994 году.

Машина получилась хорошая: при весе 450 кг имела тяговое усилие до четырёх тонн, могла перевозить шестиметровые брёвна и затаскивать их с земли при помощи лебёдки. Универсальный МУЛ годился для бурения и для подачи воды при лесном пожаре, мог вывозить стволы деревьев из мест, куда тяжёлая техника заехать не могла. Однако тогдашнему директору не понравился внешний вид машины, и это стало приговором для разработки.

В девяностых годах – «смутное время» в новой истории России – производство «БУРАНА» тоже не было беспроблемным. Хотя снегоходный рынок России всё ещё был далек от насыщения, количество выпускаемых машин сократилось до уровня семидесятых. В 1999 году с конвейера сошло всего 5 000 машин.

В конце тысячелетия базовой моделью предприятия стал двухгусеничный «БУРАН С-640». Он выпускался в трёх модификациях. Также выпускались «БУРАН-М» и «БУРАН-МД» с более современным дизайном, мощным двигателем и совершенной подвеской лыж.

Однако технологии мирового снегоходостроения развивались все стремительнее. Пришло время завершить этап бесконечных модернизаций «БУРАНА».

В феврале 1999 года произошло долгожданное событие: из корпуса дизельного завода выехал снегоход нового поколения «ТАЙГА». Через год началось его серийное производство.

В этот период в России активно развивается снегоходный спорт. Особую роль в его истории сыграли гонки на «БУРАНАХ» в Нарьян-Маре. К чисто мужским заездам добавились женские и заезды ветеранов. В зрелищных соревнованиях участвовали более ста человек.

С годами соревнования в Нарьян-Маре превратились в настоящий праздник Севера. Забегая на десятилетие вперёд, скажем, что в 2010 году они получили название «Буран-Дей» и обрели всероссийский статус.

Одновременно руководство предприятия приняло решение расширять модельный ряд выпускаемых машин: появилась «ТАЙГА» и её модификации. Самостоятельность предприятия «развязала» руки. Ассортимент предприятия существенно расширился, объемы производства выросли.

«Русская механика», как российский бренд

Предприятие с замкнутым технологическим циклом – от маркетинговых исследований и конструкторских разработок до серийных поставок с широкой географией. Был создан единственный в России снегоходный бренд «Русская механика».

Предприятие предлагало потребителям почти полтора десятка вариантов снегохода «Тайга».

В 2007-ом на предприятии началась разработка «летней тематики»: на российском рынке появились первые мотовездеходы и скутеры, произведённые «Русской механикой». В 2010-м стартовало сборочное производство квадроциклов RM GAMAX AX 600 и началась разработка первого русского мотовездехода РМ500.

В этот период появилась целая линейка новых моделей снегоходов: на международном автомобильном салоне был представлен новый снегоход «ТАЙГА» СТ-500ДР («Атака») с рычажной подвеской и двигателем жидкостного охлаждения, лёгкий снегоход TIKSY 250.

У «Русской механики» появилась новая линейка машин, надёжность которых была доказана экстремальным пробегом по маршруту Рыбинск-Салехард-Уэлен. Пробег стартовал весной 2010 года. Тогда участники экспедиции добрались до Салехарда, преодолев четыре тысячи километров. Через год – в 2011-м – экспедиция стартовала из Салехарда, снегоходчики добрались до Уэлена.

В общей сложности люди и машины преодолели 12 000 километров – и победили! Редколлегией «Книги рекордов России» пробег был признан официальным рекордом России в категории «Самая протяжённая экспедиция на снегоходах».

Снегоходы не раз проходили проверку длительными экспедициями: в марте 2012 года состоялась третья экспедиция на снегоходах «Русской механики» по маршруту Красноярск – Бахта – Красноярск.

В продуктовой линейке компании 12 моделей снегоходов. Компания производит утилитарную технику, незаменимую в сложных погодно-климатических условиях.

В 2011-м году исполнилось 40 лет с момента выпуска первого снегохода «Буран». За четыре десятилетия снегоход коренным образом поменялся, претерпел массу конструктивных изменений. «Русской механике» часто задают вопрос: «Зачем улучшать модель, проверенную временем?» Однако на предприятии убеждены: снегоход должен стать тише, легче, мощнее. Неизменной должна оставаться только его ценовая категория.

В 2010 году АО «Русская механика» вошла на рынок квадроциклов. В апреле 2012 года начался серийный выпуск первого русского мотовездехода РМ500. К 2014-му году модельный ряд мотовездеходов насчитывал 10 единиц техники, рассчитанной на разные сегменты рынка.

 В общей сложности люди и машины преодолели 12 000 километров – и победили! Редколлегией «Книги рекордов России» пробег был признан официальным рекордом России в категории «Самая протяжённая экспедиция на снегоходах».

Компания заявила о себе на рынке государственного заказа. С 2015 года «Русская механика» – официальный поставщик Министерства обороны Российской Федерации в рамках государственного контракта на поставку армейских снегоходов и мотовездеходов.

Источники: https://sdelanounas.ru/, http://go-rm.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!