Совместное применение BIM и ГИС: будущее инфраструктурных проектов

В июле вышла новая версия InfraWorks, и у вас есть как минимум еще одна веская причина поставить обновление 2019.1. Встроенный в последний релиз ArcGIS Connector открывает пользователям совершенно новый уровень доступа к геоданным. Это как из обычного Марио превратиться в Супер Марио. Создание объектов промышленной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения деятельности в масштабах целого государства, сопряжено с рядом особенностей. Это всегда масштабные проекты, с высокой стоимостью, длительными сроками окупаемости и большим числом участников. И потому ошибки планирования, обусловленные неполнотой исходных данных или невозможностью учесть все их внутренние взаимосвязи, оборачиваются грандиозными издержками.

BIM+ГИС

Смотрите наши варианты применения BIM совместно с ГИС

ПО Autodesk InfraWorks используется планировщиками и инженерами на самой первой стадии работы над проектом и позволяет быстро воссоздать существующую застройку либо по открытым источникам, либо по верифицированным наборам данных, либо комбинируя оба варианта. При таком подходе с самого начала идёт работа с моделью, в которой уже есть актуальная информация об особенностях местности, существующих сетях и дорогах, ограничениях участков и так далее. Другими словами, появляется контекст. С помощью Connector for ArcGIS, встроенного в InfraWorks 2019.1, в эту контекстную 3D-модель можно добавить дополнительные атрибуты данных из ArcGIS Online и сделать её более умной, более надёжной и более точной.

Этот новый инструмент – первый результат стратегического сотрудничества компаний Autodesk и Esri, о котором было объявлено в конце 2017 года на конференции Autodesk University в Лас-Вегасе. В пресс-релизах говорилось о том, что мировые лидеры в области BIM и ГИС намерены объединить свои компетенции и предложить пользователям мощь двух технологий, чтобы у инженеров и градостроителей была возможность видеть всю картину целиком и проектировать более устойчивые города и инфраструктуру.

Говоря о BIM, мы всегда делаем акцент на информации и процессах, при этом реальность такова, что при переходе между разными стадиями жизненного цикла модель может потерять часть важных данных. Выполняя импорт или экспорт, мы отсекаем информацию, которая, например, не нужна на следующем этапе или просто не может быть прочитана конкретным ПО. Геоинформационные системы решают эту проблему и становятся платформой для ведения проекта. То есть, строго говоря, на любом крупном инфраструктурном проекте ГИС всегда и была такой платформой, просто теперь мы избавляемся от необходимости ручной выгрузки чего-либо куда-либо.

BIM и ГИС: распределение ролей

ГИС-специалисты работают на уровне планирования и управления инфраструктурой: автомобильными и железными дорогами, аэропортами и морскими терминалами, муниципальными округами и сетями. Для таких задач решающее значение имеет местоположение объектов, их характеристики и взаимное влияние друг на друга. В то время как в BIM важен состав модели и параметры элементов внутри неё.

BIM+ГИС

Объединяя эти два глобально разных масштаба, мы можем создать связанную модель, в которой здание будет соединено с участком, на котором стоит, а конкретный дождеприёмник может быть связан с данными по рельефу и водосборам не только в тот момент, когда мы передаём ливнёвку в расчётный модуль, а постоянно. Возможность учесть больше данных на этапе планирования позволяет принимать более взвешенные проектные решения и точнее прогнозировать стоимость.

Что же означает для пользователей партнёрство Esri и Autodesk?

С точки зрения программного обеспечения и данных это соглашение между двумя компаниями означает для пользователей большую интероперабельность форматов. Разработчики с той и другой стороны учат свои приложения понимать данные, имеющие другую природу. Последняя версия ArcGIS Pro напрямую читает файлы Revit и разбирает по классам все окна, двери, помещения и так далее.

Что пользователи ГИС могут делать с этими разобранными данными? Как минимум, две вещи приходят на ум. Во-первых, визуализация этих самых BIM-сущностей, например, помещений, в среде ArcGIS для задач управления активами. Вторая область применения – внутренняя картография (indoor mapping), актуальная задача для любого большого здания или комплекса зданий, где одновременно бывает большое число людей. Такими примерами могут быть университетские кампусы, медгородки, производственные площадки – то есть территории с расположенными на них зданиями, которые объединены одной IT-инфраструктурой, расписанием, закупками, сервисной службой и так далее. InfraWorks, как уже говорилось выше, напрямую подключается к данным, опубликованным в ArcGIS Online, и позволяет работать с расширенной семантикой.

С точки зрения бизнеса, стратегическое партнёрство вендоров – это возможность для пользователей уменьшить риски. В больших инфраструктурных проектах стадии планирования и получения разрешений – это всегда длительные процессы, связанные с оценкой очень большого числа последствий: от социальных и экономических (переселение и компенсации за изъятые участки под строительство) до экологических (вырубка леса, оценка выбросов в атмосферу). Зачастую эти расчёты и оценка ведутся за пределами процесса проектирования с использованием одних только геоданных. И вот теперь можно использовать связанные данные из BIM и ГИС совместно.

BIM+ГИС

Дальнейшее развитие

Цифровизация городов просто невозможна без сближения технологий ГИС и BIM: беспилотный транспорт будет использовать дорожную инфраструктуру, которая проектируется сейчас; оптимизация энергопотребления города будет возможна при наличии данных о наружных сетях и зданиях, которые проектируются сейчас, и так далее.

Смотрите наши варианты применения BIM совместно с ГИС

Для того чтобы всё это стало реальностью, компании продолжат инвестировать в области, где пересекаются возможности информационного моделирования и геопространственного анализа: визуализацию процесса строительства в контексте карт ArcGIS, связку проектных моделей / моделей «как построено» с ArcGIS как во время сдачи проекта, так и на последующих этапах эксплуатации и содержания объекта.

За последние несколько лет InfraWorks проделал невероятный путь от несложного моделера к очень функциональному инструменту для предпроектной проработки. Во многом это развитие было обусловлено становящимися всё более доступными облачными технологиями: все расчётно-аналитические задачи выполняются в облаке за секунды. Это не для всех стало принятой практикой, но многие наши заказчики уже давно не представляют себе совместную работу без возможности получить доступ к проекту/документу в любое время из любой точки.

Источник: http://isicad.ru/
Автор: Алла Землянская

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!