В преддверии Дня Военно-воздушных сил Российской Федерации в столице Татарстана состоялась премьера многоцелевого самолёта «Мурена» – лёгкого четырёхместного воздушного судна, которое разрабатывалось казанской фирмой «MBEH» совместно с Казанским авиационным институтом (КАИ). Изначально конструкторы планировали продемонстрировать самолёт еще на авиасалоне «МАКС -2009», однако в связи с проблемами на предприятии разработка машины была приостановлена на неопределённый срок. Макетная комиссия должна была состояться в 2011 году, а первый полёт – в течение 2012 года, однако полноценно готовую модель, прошедшую весь спектр испытаний, показали только 10 августа 2018 года.
Перенос сроков связан с желанием разработчиков создать самый передовой самолёт в своём классе. «Мурена» получила цельнокомпозитный фюзеляж с классической высокопланной схемой и «Т» – образным хвостовым оперением. Устанавливаются два двигателя австрийского производства: «Rotax – 912S» или «Rotax – 914» мощностью 100 и 115 лошадиных сил соответственно.
Оба мотора работают на бензине АИ-95 с крайне малым расходом топлива – всего 0,14 литра на километр при скорости 280 км/ч. Обещанная максимальная скорость – 310 км/ч., что стало возможным благодаря применению легкой конструкции планера, прекрасной аэродинамики и толкающих винтов.
Генеральный директор компании «MBEH» Виктор Ермоленко отметил: «Он должен быстро летать и при этом должен быть экономичным. Поэтому принята такая необычная схема. Над ней мы работали вместе с КАИ, делали продувки». Самолёт «Мурена» будет использоваться не только в качестве пассажирско-туристического судна, но и встанет на вооружение специальных служб, выполняя поисково-спасательных функций, мониторинга состояния местности, георазведки и наблюдения.
Справка:
Самолет выполнен по классической высокопланной схеме с двумя двигателями австрийского производства Rotax – 912S ( мощностью по 100 л.с.) или Rotax – 914( мощностью по 115 л.с.), установленными на крыле, и «Т» – образным хвостовым оперением. В качестве топлива используется автомобильный бензин АИ-95.
Для достижения высокой крейсерской скорости (до 310 км/час) выполнены следующие мероприятия:
- Крыло свободнонесущее, с применением современного ламинарного профиля. Механизация – выдвижные закрылки и зависающие элероны, что позволяет получить хорошие взлетно-посадочные характеристики.
- В вертикальном и горизонтальном оперении также применены ламинарные профили.
- Шасси самолета убирающееся.
- На двигателях установлены воздушные винты изменяемого шага, что позволяет поддерживать высокий КПД силовой установки во всем диапазоне эксплуатационных скоростей.
- Коки винтов имеют повышенный диаметр, что позволяет уменьшить донное сопротивление моторных гондол.
- Фюзеляж имеет минимальную омываемую поверхность при заданных габаритах кабины. Его форма обеспечивает пониженный уровень сопротивления. Созданный силуэт самолета сочетает функциональность и грациозность с аэродинамическим совершенством, благодаря которому получены великолепные скоростные характеристики.
- В конструкции самолета на ряду со стеклопластиками применены графитоэпоксидные композиционные материалы, что позволяет повысить весовое совершенство самолета.
Просторная кабина самолета (длина – 2,8м, ширина – 1,24м и высота – 1,25м) с прекрасным обзором, системой вентиляции и отопления предоставляет максимальное удобство и возможность отличного самочувствия пилоту и пассажирам. Высокий уровень комфорта определяется также расположением винтов на значительном удалении от кабины.
На самолете устанавливается следующее оборудование:
- система управления основными аэродинамическими органами – смешанного типа;
- управление взлетно-посадочной механизацией, триммерами рулей, выпуском-уборкой шасси, винтами изменяемого шага, створками системы охлаждения двигателей – электромеханическая;
- электросистема постоянного тока напряжением 14 В;
- пилотажно-навигационное, включая два многофункциональных дисплея EFIS ,радиосвязное оборудование;
- система спутниковой навигации;
- быстродействующая парашютная система спасения, позволяющая спасать самолет вместе с экипажем в аварийных ситуациях.
Ввиду низких километровых расходов топлива (0,14 л/км при скорости 280 км/час), а также наличию просторной комфортабельной кабины с хорошим обзором и возможностью размещения в ней различного дополнительного оборудования самолет идеально подходит для поисковых задач, наблюдения, патрулирования.
«Мурена» – прогрессивная, современная модель. Это новый неповторимый стиль, сочетающий яркую внешность, высокие летно-технические характеристики с высокой надежностью и безопасностью.
Летно-технические характеристики
Минимальная скорость, км/час | 102 |
Максимальная скорость, км/час | 330 |
Диапазон крейсерских скоростей,км/час | 190-310 |
Скороподъемность (МСА уровень моря),м/с | 5 |
Длина разбега/пробега (в штиль),м | 270/220 |
Размах, м | 11 |
Длина,м | 8,1 |
Нормальный взлетный вес,кг | 1460 |
Полезная нагрузка, кг | 462 |
Эксплуатационные перегрузки | +4;-1,5 |
Двигатель | Rotax-914 |
Мощность, л. с. | 2×115 |
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!