В России создан и прошел испытания вездеход нового поколения “Русак”

Картинки по запросу Вездеход «Русак»Вездеход «Русак», созданный нижегородскими учеными и инженерами в сотрудничестве с конструкторами из Татарстана, успешно прошел испытания в Якутии и на Чукотке, сообщил заведующий лабораторией Нижегородского технического университета Александр Блохин. «Русак-3993» является прототипом экспериментальных образцов нового поколения транспортных средств-амфибий для Арктики и Антарктики. Проект разработан в 2016 году коллективами ученых НГТУ имени Алексеева и индустриального партнера — завода механических трансмиссий из города Набережные Челны. «Вездеход „Русак“ преодолел около 4 тысяч километров бездорожья от Якутска до самого северного города России — Певека — и успешно прошел испытания в период весенней распутицы.

Картинки по запросу Вездеход «Русак»

За время экспедиции в условиях Крайнего севера нам удалось проверить все системы машины и отработать различные способы преодоления препятствий: наш путь пролегал через горные хребты, болота, дороги с размокшим грунтом и снежную целину», — отметил Блохин.

По его словам, испытания позволили оценить проходимость, подвижность, плавучесть и энергоэффективность машины, проверить заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях.

«В итоге у вездехода не было серьезных поломок. Мы приобрели очень ценный опыт, который позволит дальше проектировать машину на совершенно другом уровне», — подчеркнул ученый.

Он отметил, что существующие колесные и гусеничные машины не достаточно адаптированы к суровым природно-климатическим условиям Арктики, в особенности арктической зимы, поэтому усовершенствованные машины должны быть более «живучими», чтобы эксплуатироваться круглый год. Именно этим требованиям должен отвечать вездеход, над созданием которого трудятся нижегородские ученые и челнинские конструкторы.

Вездеход «Русак-3993»

Как пояснил индустриальный партнер проекта, председатель совета директоров группы компаний «КОМ» Василий Маньковский, вездеход, который тестировали в арктической зоне, создан в единственном экземпляре.

«Этого „Русака“ мы собрали в Набережных Челнах на заводе механических трансмиссий, где находится наше экспериментальное производство. Эта четырехосная машина будет дорабатываться, чтобы найти лучшее техническое решение», — сказал он.

Он добавил, что на предприятии разработали и другие варианты «Русака» — двухосную машину и гусеничную.

«Эта техника уже прошла испытания, получила хорошие результаты, и сейчас мы готовимся начать ее серийное производство. Колесные машины будем выпускать на заводе в Богородске, а гусеничные — в Набережных Челнах», — уточнил Маньковский.

Вездеход «Русак-3993»

По словам президента экспедиционного центра «Арктика» Русского географического общества, главного организатора экспедиции «Якутск-Певек» Владимира Чукова, подобные машины нужны там, где нецелесообразно прокладывать дороги.

Вездеход «Русак-3993»

«Плотность населения на Чукотке составляет 0,7 человека на 1 квадратный километр. Зачем там дороги? Там нужна техника, которая в этих климатических условиях будет надежно работать, чтобы люди, которые живут там, не чувствовали себя оторванными от остального мира», — заявил Чуков.

В свою очередь заведующий научно-исследовательской лабораторией НГТУ Александр Блохин уточнил, что производство новых колесных и гусеничных машин для Арктики планируется начать с 2020 года.

ИННОВАЦИИ В ДЕЙСТВИИ

При создании вездехода использованы модульно-унифицированный принцип конструирования, инновационные технические решения и экологически безопасные технологии. Прежде чем появился опытный образец, были проведены обширные теоретические, лабораторные и экспериментальные исследования, разработана компоновка машины вместе с оригинальными узлами и агрегатами.

Компоновочная схема машины

Чтобы упростить изготовление грузопассажирской машины, использовали некоторые элементы (двигатель, коробку передач, кабину) от Iveco Daily предыдущего поколения. Двухрядную 4-дверную кабину на 7 человек расположили позади трехлитрового 146-сильного дизельного двигателя Iveco F1C (Евро-4). Доступ к мотору открывает пластиковый капот с передней навеской. В холодную погоду комфортный микроклимат создает автономный отопитель Webasto. Головная светотехника встроена в передний бампер. Ступеньки, расположенные по обоим бортам, позволяют попасть в кабину, а при необходимости — и в грузовой отсек, выполненный в виде бортовой платформы, оборудованной съемными каркасом и тентом. В случае необходимости машину оснастят другими надстройками.

Кабина от Iveco Daily претерпела незначительные изменения

Все узлы и агрегаты крепятся к герметичной ферменной раме-лодке. Полезными элементами стали передний и задний защитные кенгурины. Для равномерного распределения весовой нагрузки на грунт оптимизировали расположение движителей по базе: расстояние между крайними колесами составляет 4900 мм, а между средними — 2000 мм.

Потрудились проектировщики и над трансмиссией автомобиля. Механическую 6-ступенчатую коробку передач от Iveco Daily роботизировали. Этот агрегат оборудовали командным (без использования сцепления) и автоматическим управлением, благодаря чему упрощается переход с одной ступени на другую в условиях бездорожья или глубокого снега. На период отладки и испытаний сохранена тросовая система ручного управления КП. Далее крутящий момент распределяет 2-ступенчатая раздаточная коробка, кинематически согласованная с работой коробки передач и других агрегатов трансмиссии, а кроме того, снабженная механизмом блокировки дифференциала, который включается во время преодоления наиболее сложных участков местности. Помимо этого, «раздатка» имеет независимый отбор мощности, что позволяет с помощью карданной передачи приводить в действие водометный движитель, размещенный в задней части вездехода.

Роботизированная 6-ступенчатая коробка передач

Все главные передачи собственной разработки для использования с независимыми подвесками колес оборудованы самоблокируемыми межколесными дифференциалами. При этом вторая и третья ведущие оси являются проходными, улучшая компоновку машины, с меньшим количеством узлов и агрегатов в трансмиссии. Колесные редукторы существенно увеличивают крутящий момент, повышают дорожный просвет вездехода до 570 мм, да к тому же оснащены системой регулирования давления воздуха в шинах сверхнизкого давления. Высокая плавность хода обеспечивается тем, что каждое колесо машины снабжено эластичной шиной и независимой подвеской, включающей верхний и нижний А-образные рычаги, винтовую пружину и амортизатор. В будущем хотят установить регулируемую гидропневматическую подвеску. Надежное замедление и остановку гарантируют дисковые тормоза, установленные на всех колесах.

Шасси автомобиля перед установкой кабины

Одна из особенностей «Русака» — то, что все его колеса диаметром 1,25 м управляемые. При этом колеса двух первых и двух задних осей поворачиваются в противоположные стороны.

Это позволяет уменьшить радиус поворота и, соответственно, повысить маневренность и устойчивость вездехода при движении с относительно большой скоростью — 50–60 км/ч, а также при выходе из глубокой колеи, образованной тяжелыми грузовиками, тракторами или другой спецтехникой. Ограничение скорости обусловлено тем, что предполагается использовать шины сверхнизкого давления, которые больше подходят для северной природы, поскольку позволяют лучше преодолевать глубокий снег, двигаться по болоту и не создают большого давления на грунт — среду обитания редких видов животных и растений. Гидроусилитель взяли от КАМАЗа.

Независимая подвеска с дисковым тормозом, рулевым управлением и приводом колеса

Стихия «Русака» — снежные просторы

Что касается самих шин, то выбор остановили на продукции компании «Авторос». Если установлена модель размером 700х55-21” с двумя слоями, то грузоподъемность автомобиля составляет 1400 кг, аналогичные 4-слойные шины с такой же геометрией увеличивают полезную нагрузку до 3000 кг. Ценным подспорьем в условиях бездорожья являются система регулирования воздуха в шинах и электрическая лебедка (усилием 6,5 т), закрепленная на переднем бампере. Снаряженная масса внедорожника составляет 5,3 или 5,5 т в зависимости от выбранных шин. Пара топливных баков по 150 л каждый обеспечивают запас хода на суше 650–1000 км, а на воде — 150 км (необходимо помнить, что амфибийные качества машины позволяют преодолевать водные преграды, а не эксплуатацию в качестве лодки). Габаритная ширина модели — 2530 мм позволяет эксплуатировать ее на дорогах общего пользования.

Машина способна преодолевать подъемы до 30°

Новый вездеход вполне оправдал надежды создателей. Характеристики опорной и профильной проходимости позволяют машине преодолевать любые болота, снежный покров глубиной до метра, водные преграды на равнинных реках с течением не более 5 км/ч, подъемы крутизной не менее 30° и пр. Эксплуатационные свойства на бездорожье подтвердили превосходство нового вездехода над лучшими отечественными и мировыми аналогами: максимальная скорость движения на твердой поверхности — не менее 70 км/ч (на воде — 10 км/ч), время разгона на пути 1000 м — не более 63 секунд, расход топлива — 22–30 л/100 км (в зависимости от дорожных условий). При этом цена сопоставимого внедорожника «Шаман» в базовой комплектации составляет 9,61 млн руб., что почти в 1,5 раза выше стоимости «Русака» в таком же исполнении.

Амфибия уверенно форсирует водные преграды

Добавим, что емкость российского рынка вездеходов грузоподъемностью до 3 т составляет не менее 2 тыс. единиц в год. Причем потребности заказчиков удовлетворяются только на 35–40%. Поэтому у новинки хорошие перспективы найти своих покупателей.

Раздаточная коробка с отбором мощности

Гипоидная главная передача

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!