«ОДК-Сатурн» разрабатывает морские газотурбинные двигатели пятого поколения

Пресс-служба Союза машиностроителей России сообщает, что рыбинский двигателестроительный завод «ОДК-Сатурн» проводит работы по формированию научно-технического задела, необходимого для создания морских газотурбинных двигателей (ГТД) пятого поколения. По словам управляющего директора предприятия Виктора Полякова, в настоящий момент специалисты компании совместно с отраслевыми институтами (ЦИАМ имени Баранова и Крыловский государственный научный центр) выполнили ряд НИОКР по формированию облика ГТД будущего. В результате этих исследований завершено проектирование будущего агрегата, а также подготовлено техническое задание и предложения по федеральной целевой программе. Данный проект стал своеобразным развитием программы по разработке и освоению серийного производства морских ГТД и газотурбинных агрегатов.

В 2017-м году в рамках этого направления было завершено немалое количество опытно-конструкторских работ: ОКР «М70ФРУ-Р» («реверс»), ОКР «Агрегат ДКВП», ОКР «М90ФР» и т.д. Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин отметил, что при разработке новых газотурбинных двигателей закладывалась возможность развития двигателей до показателей следующего поколения.

Новые агрегаты призваны заменить украинские силовые установки. Главное преимущество отечественных морских ГТД в сравнении с моторами Украины заключается в повышенной «надежности изделия, обусловленной обеспечением жестких требований к изготовлению наиболее ответственных деталей».

«Особо стоит отметить низкий уровень удельного расхода топлива и увеличенный межремонтный ресурс. При этом газотурбинные двигатели морского назначения ОДК универсальны и могут быть использованы на кораблях разных типов. Существующей линейки двигателей вполне достаточно для того, чтобы покрыть потребность в ГТА для современных проектов кораблей», – отметил специалист.

Информация о планах по разработке газотурбинного двигателя пятого поколения впервые появилась 25 апреля 2017 года. Пресс-служба Объединённой двигателестроительной корпорации сообщила о намерении выполнить ряд научно-исследовательских работ, в том числе по «определению облика морского двигателя пятого поколения». Новейший силовой агрегат должен быть мощнее предшественников и обладать более высоким КПД.
Традиционно НПО «Сатурн» специализировалось на разработке и производстве авиационных ГТД. С 1993 года предприятие начало осваивать выпуск корабельных газотурбинных силовых установок. В 2000 году президент России Владимир Путин назначил «Сатурн» (тогда — ОАО «Рыбинские моторы») головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех морских ГТД.
Принятые меры по диверсификации продукции «Сатурна» позволили смягчить последствия разрыва военно-технического сотрудничества с Украиной в 2014 году, когда Киев запретил запорожскому АО «Мотор Сич» поставлять в Россию корабельные и авиационные двигатели, включая газотурбинные установки.
Украинские санкции сдвинули сроки сдачи ВМФ нескольких боевых кораблей. В частности, речь идёт о проекте 11356 по созданию многоцелевых сторожевых кораблей дальней морской зоны, который реализует калининградский завод «Янтарь». В 2015 году корабелы были вынуждены приостановить строительство фрегатов.
Ситуацию удалось разрешить благодаря завершению испытаний российского газотурбинного двигателя М-70ФРУ-2 мощностью 14 тыс. л. с. 25 апреля 2017 года Владимир Путин в ходе посещения «Сатурна» дал старт производству корабельных ГТД.

Президент России Владимир Путин осматривает цех «Сатурна», апрель 2017 года
«Тогда (в 2014 году. — RT) мы и приняли решение: не будем делать что-то такое среднее, а будем отрабатывать свои собственные новые продукты, свои новые решения, свои новые машины, и мы даже пошли на то, чтобы сместить вправо программу перевооружения российского флота, ожидая вашу машину», — сказал глава государства.

27 декабря на фрегате проекта 11356 «Адмирал Макаров» прошла церемония поднятия Андреевского флага. Сторожевой корабль был включён в состав соединения надводных кораблей Черноморского флота с дислокацией в Севастопольской бухте.

В ближайшие годы ВМФ получит три корабля проекта 11356 — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Помимо «Адмирала Макарова», сейчас в строю находятся «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», уже успевшие пройти боевое крещение у берегов Сирии.

Курс на импортозамещение

Производство газотурбинных двигателей является крайне перспективным направлением российской оборонной промышленности. Об этом сообщил RT председатель Союза геополитиков капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

Он подчеркнул, что подобные силовые установки эффективнее обычных паротурбинных агрегатов.

«Газотурбинные двигатели можно устанавливать практически на все типы боевых кораблей, за исключением стратегических подводных лодок и катеров различного класса. Они более экономные, мощные и удобные в эксплуатации. Производство газотурбинных двигателей, без сомнения, очень востребовано в текущих условиях», — отметил Сивков.
По словам эксперта, Россия стремится к обретению независимости от запорожского «Мотор Сича». Инвестиции в разработку двигателя пятого поколения ведутся в рамках объявленного президентом России курса на импортозамещение.
«России под силу создать как аналоги, так и новые двигательные газотурбинные установки. Несмотря на то что Москва с 1990-х годов закупала эти движки на Украине, в нашей стране существуют мощная конструкторская школа и соответствующий научно-технологический фундамент», — пояснил Сивков.

Картинки по запросу морские газотурбинные двигатели пятого поколения

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!