В России создан сверхпрочный морозостойкий сплав для современных ледоколов

Картинки по запросу ледокол ЛК-60ЯУченые РФ специально для инновационных ледоколов сумели создать морозостойкую сверхпрочную сталь. Российские ученые сумели создать инновационный высокопрочный стальной сплав, устойчивый к критически низким температурам и сопротивлению ледовых полей – он был разработан специально для использования в строительстве инновационных ледоколов типа ЛК-60. Разработкой нового материала для отечественных ледоколов занимались сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Глава учреждения Алексей Орыщенко рассказал в своем интервью изданию «Известия» о том, что сама по себя структура новой стали «противостоит» холоду.

Картинки по запросу ледокола ЛК-60Я

Он пояснил, что в «Прометее» впервые во всем мире сумели разработать технологии, которые обеспечивают создание однородной по всей толщине проката дисперсной структуры. Достичь этого российские ученые сумели пользуясь помощью Магнитогорского металлургического комбината и ПАО «Северсталь», которые предоставили им прокатные станы ориентированные на термомеханическую обработку стальных листов разной толщины – от 40 до 150 миллиметров. В результате, отечественные материаловеды сумели создать металл высокой пластичности и прочности – эти параметры они могут регулировать в соответствии с условиями эксплуатации.

Новые ледоколы типа ЛК-60 уже создаются. В настоящее время в РФ уже заложены три атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 для работы в Арктике, которые находятся на разных этапах строительства: два из них уже спущены на воду, а третий все еще располагается на строительных стапелях. В соответствии с планом, они будут введены в эксплуатацию в 2019, 2020 и 2022 годах.

Справка:

Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) – новая серия российских атомных ЛедоКолов мощностью 60 МВт с Ядерной силовой установкой. Они предназначены для обслуживания Северного морского пути и экспедиций в Арктику. Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелоководье.

Картинки по запросу ледокола ЛК-60Я

Это позволяет заменить новым и ледоколами как ледоколы типа Арктика, так и мелководные типа Таймыр. К примеру, ЛК-60Я могут использоваться для захода в порт Сабетта и на других нефтегазовых проектах. Максимальная ширина корпуса ЛК-60Я составляет 34 метра против 30 метров у ледоколов типа Арктика, что позволит проводить по трассам Севморпути более крупные танкеры.

Мощная энерговооруженность позволит ЛК-60Я иметь ледопроходимость 3 метра, что позволит открыть Северный морской путь для круглогодичного коммерческого движения. Всю энергию судно получает от атомной паропроизводящей установки. Движителем судна служат три 4-лопастных гребных винта фиксированного шага. В 2012 г Балтийский завод начал строить головной ледокол этой серии. Начало эксплуатации ледокола запланировано на 2018 г.

Разработка ледокола велась в 2000-е годы на основе данных, полученных в ходе эксплуатации ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр» и результатов математического и натурного моделирования поведения ледокола в различной ледовой обстановке. Целью разработки были:

  • создание универсального ледокола для использования как на глубокой воде, так и в руслах рек;
  • увеличение ледопроходимости с 2,25 м («Арктика») до как минимум 2,6 м;
  • повышение надежности и безопасности эксплуатации, в том числе ЯЭУ;
  • уменьшение общих эксплуатационных расходов.

Проектированием и изготовлением ледокола занимаются:

  • ЦКБ «Айсберг» — проектант ледокола.
  • ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
  • Балтийский завод — строительство ледокола.
  • ОКБМ им. И. И. Африкантова — разработка ядерной энергетической установки в составе двух реакторов РИТМ 200. ЗиО-Подольск — изготовитель реакторов.
  • Кировский завод — разработка, изготовление и испытания турбогенераторов.
  • Электротехнический концерн «Русэлпром» — три асинхронных гребных электродвигателя для привода гребных винтов, два главных генератора с приводом от паровой турбины с комплектом системы управления возбуждением, а также электропривод для противообледенительного устройства, двигатели для компрессора и для привода различных насосов.
  • АО «Армалит» — судовая трубопроводная арматура.