Отечественные ракеты-носители. Часть 4.

На базе ракеты Р-7 в конце 1958 г. коллективом ОКБ-1 была создана трехступенчатая ракета-носитель «Восток» (8К72), которая позволила осуществить полет к Луне и запуск человека в космос. Первые две ступени ракеты-носителя «Восток», в основном такие же, как на ракете «Спутник», были изготовлены заводом № 1. Третьей ступенью ракеты-носителя стал вновь разработанный и изготовленный в ОКБ-1 головной блок «Е». В сентябре — октябре 1959 года ракетам-носителями «Восток» были запущены станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3», сфотографировавшая обратную сторону Луны. Основные характеристики РН «Восток» приведены в таблице.

Показатели Лунная Для полета человека
Стартовая масса, т 279 287
Масса полезного груза, т 0,278 1,850
Масса топлива, т 255 258
Тяга двигателя, кН
I ступени на Земле 4000 4000
II ступени в пустоте 940 940
III ступени в пустоте 49 55
Максимальная скорость, м/с 11200 8000
РН “ВОСТОК”

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “ВОСТОК”

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ РД-0109
    1 — Запальник;
2 — Газогенератор;
3 — Смеситель;
4 — Пиростартер;
5 — Испаритель;
6 — Клапан горючего;
7 — Камера сгорания;
8 — Запальник;
9 — Клапан окислителя;
10 — Регулятор;
11 — Дроссель;
12 — Турбонасосный агрегат
ДВИГАТЕЛЬ РД-0109

    1 – Отделение первой ступени
2 – Отделение обтекателей
3 – Отделение центрального блока
4 – Отделение третьей ступени
5 – Торможение
6 – Отделение спускаемого аппарата
7 – Вход в атмосферу
8 – Отстрел катапультного кресла с космонавтом
9 – Ввод тормозного парашюта
10 – Ввод вытяжного парашюта на высоте 7000 м
11 – Ввод основного парашюта
12 – Ввод основного парашюта, отделение катапультного кресла
13 – Приземление спускаемого аппарата
14 – Приземление космонавта
СХЕМА ПОЛЕТА РН “Восток” и КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ “Восток”

12 апреля 1961 года ракетой-носителем “Восток” на орбиту ИСЗ был выведен пилотируемый космический корабль “Восток” с первым космонавтом Земли, гражданином СССР Ю.А. Гагариным. Ракета-носитель “Восток” стала первой космической ракетой-носителем для пилотируемых полетов. первый космический кафандр разработан на заводе № 918 (Главный конструктор – С. М. Алексеев). Первый пуск «Востока-2» был осуществлен 1 июня 1962 года. С его помощью запускались космические корабли серии «Восток». Всего было проведено 47 пусков РН «Восток-2», из них 43 успешных. После некоторой модернизации РН «Восток-2М» успешно эксплуатировалась ВКС до 29 августа 1991 года, когда на орбиту был выведен индийский спутник ИРС-1В. Всего было проведено 94 пусков этой РН, из них 92 успешных.

ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ВОСХОД»

Ракета-носитель «Восход» была впервые запущена 16 ноября 1963 года. Основные отличия у новой ракеты состояли в третьей ступени. В качестве ее использовался вновь разработанный блок «И», который был существенно мощнее, чем применявшийся ранее на «Востоках» блок «Е». С помощью данной РН были выведены на околоземную орбиту космические корабли серии «Восход». Но наиболее широко эта РН использовалась для запусков ИСЗ серии «Зенит». Ракете-носителю «Восход» присвоен индекс 11А57.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “ВОСХОД”

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ РД-0110
    1 — Теплообменник;
2 — Дроссель;
3 — Турбонасосный агрегат;
4 — Запальник;
5 — Газогенератор;
6 — Стабилизатор;
7 — Клапан горючего;
8 — Пиростартер;
9 — Запальник;
10 — Камера сгорания;
11 — Сопло рулевое;
12 — Ось качания;
13 — Газификатор;
14 — Клапан горючего;
15 — Регулятор;
16 — Рорючее;
ДВИГАТЕЛЬ РД-0110

12 октября 1964 года произведен запуск РН 11А57 с многоместным космическим кораблем «Восход» с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым. 18 марта 1965 года на орбиту был выведен космический корабль «Восход-2» с космонавтами П. А. Беляевым и А А. Леоновым. В процессе полета корабля «Восход-2» космонавтом А. А. Леоновым был осуществлен выход в космос. Всего за период эксплуатации ракеты-носителя «Восход» с 1963 по 1976 гг. произведено 299 пусков, из них 285 успешных.

ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «МОЛНИЯ»

В 1958-1960 гг. коллективом ОКБ-1 на базе ракеты “Восход” была разработана четырехступенчатая РН “Молния” (8К78) с разгонным блоком «Л» и блоком «И» в качестве третьей ступени. «Молния» предназначена для выведения космических объектов к Луне, планетам Солнечной системы, а также спутников связи «Молния». За 1960-1967 гг. ракетой-носителем 8К78 был обеспечен вывод на орбиты полета к Луне и планетам Солнечной системы АМС «Венера-1», «Марс-1», «Зонд-1», «Зонд-2», «Зонд-3» и АМС «Луна-4» – «Луна-14». Тем самым было положено начало планомерному изучению Солнечной системы.

Название ЖРД Компоненты топлива Тяга, кН Удельный импульс, Н с/кг Давление в камере, МПа Время работы, с Год первого запуска Используется на РН
Блок «Е» РД-0109 Кислород/ керосин 55 3260 5,0 430 1959 «Восток»
Блок «Л» 11ДЗЗ Кислород/ керосин 69 3400 5,45 250 1965 «Молния-М»
Блок «Д»,
«ДМ»
РД-58М Кислород/ керосин 85 3538 7,94 720 1967/1976 «Протон-К», «Зенит-3»
«С5М» Д-25 АТ/НДМГ 81,8 3110 9,0 118 1977 «Циклон-3»
«БризКМ» АТ/НДМГ 19,6 3193 25 1998 «Рокот»
«Бриз-М» «Протон-М»
«Фрегат» С5-92 АТ/НДМГ 19,6 3208 20 2000 «Союз-2»
КВРБ РД-56 Кислород/ водород 73,9 4306 5,9 1000 «Протон-М», «Ангара»
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗГОННЫЕ БЛОКИ

Филиалом ОКБ-1 в 1965 г. была проведена модернизация ракеты-носителя «Молния». Основные изменения заключались в повышении характеристик системы управления и повышении энергетики ДУ центрального блока. Первый пуск модернизированной ракеты-носителя 8К78М был проведен в 1965 г. с космическим аппаратом «Луна-7». Первый космический аппарат, совершивший мягкую посадку на поверхность Луны «Луна-9» был запущен 31 января 1966 года. Были получены первые фотографии поверхности Луны. Впоследствии исследования Луны и других планет с помощью ракеты-носителя 8К78М были продолжены. В период с 1966 по 1972 гг. на траекторию полета к Венере было запущено 5 АМС «Венера». Однако основное количество запусков РН 8К78М было связано с выводом на орбиты спутников связи типа «Молния». С начала эксплуатации (1965 г.) по 01 июля 2000 года проведено 268 пусков ракет-носителей 8К78М, из них 267 успешных. Эксплуатация 8К78М продолжается.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “МОЛНИЯ”

    1 — Пирошашка пусковая;
2 — Турбонасосный агрегат;
2а — Дренаж ТНА;
3 — Регулятор соотношения компонентов;
За — Привод регулятора СК;
4 — Блок пусковых клапанов;
4а — Дренаж окислителя;
5 — Блок клапанов;
5а — Дренаж горючего;
6 — Шланги;
6а — Зажигательное устройство;
7 — Камера сгорания зажигания;
7а — Карданная подвеска;
8 — Клапан-тройник;
8а — Реле давления-сигнализаторы;
9 — Сопло рулевое;
10 — Газогенератор блока наллува баков;
10а — Теплообменник блока наддува блока «О»;
11 — Пирозажигательное устройство;
12 — Клапан отсечной;
13 — Блок продувки;
14 — Подогреватели;
14а — Клапан дроссельный;
146 — Пирозапальное устройство;
14в — Блок клапанов;
14г — Регулятор кажущейся скорости
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ 11ДЗЗ
РАЗГОННЫЙ БЛОК “Л”
    1 — Форма КА;
2 — Плоскость разделения КА с РБ;
3 — Плоскость стыка переходника сРБ;
4 — Бак окислителя;
5 — Бак горючего;
6 — Плоскость отделения фермы;
7 — Ферма;
8 — Плоскость стыка с РН;
9 — Твердотопливный ракетный двигатель;
10 — Двигатель 11ДЗЗ

РАЗГОННЫЙ БЛОК «Л». Блок «Л» с кислородно-керосиновым двигателем 11ДЗЗ был разработан ОКБ-1 в 1960 г. и явился первым в мире разгонным блоком с криогенной жидкостной двигательной установкой, запускающейся в условиях невесомости после часового полета по промежуточной орбите ИСЗ. В 1965 г. ОКБ-1 передало изготовление и эксплуатацию блока «Л» НПО им. С. А. Лавочкина (сохранив за собой изготовление двигателя 11ДЗЗ). Блок «Л» создавался для реализации в составе РН «Молния» полетов к Луне, Венере, Марсу, и такие полеты были осуществлены: «Марс-1» в 1962 г.; «Венера-1» – «Венера-8» с 1961 по 1972 гг.; «Луна-4» – «Луна-14» с 1963 по 1968 гг. В течение длительного времени блок используется для выведения на высокую эллиптическую орбиту (h = 700 км, Н = 4000 км) КА типа «Молния», «Прогноз».

Двигатель крепится на блоке «Л» с помощью рамы и имеет возможность поворота относительно двух взаимно-перпендикулярных осей, лежащих в плоскостях тангажа и рыскания. В плоскости крена стабилизация ГБ осуществляется с помощью отдельных сопел. Для управления РБ на пассивном участке полета используется сжатый газ. В качестве исполнительных органов применены сопловые блоки. Система управления блока «Л» автономная, инерциальная.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *