Сибирские ученые открыли возможность измерения радиоактивности с помощью светящихся бактерий

Картинки по запросу светящиеся бактерииСибирские биофизики провели экспериментальное исследование биологического эффекта низкодозовой гамма-радиации. Результаты исследования представлены в одном из ведущих мировых научных журналов по радиоактивности окружающей среды Journal of Environmental Radioactivity. В ходе проведения опытов ученых интересовали следующие актуальные для радиобиологии вопросы: каковы особенности воздействия низкодозовой гамма-радиации на живые существа? Каковы отличия воздействия гамма-излучения на живые организмы от альфа- и бета-излучения?

Картинки по запросу светящиеся бактерии

В качестве тестового организма использовались светящиеся бактерии Photobacterium phosphoreum, которые являются чрезвычайно удобным объектом для анализа всех аспектов воздействия излучения. В качестве источников гамма-излучения использовали «горячие частицы», содержащие цезий-137, обнаруженные в донных отложениях реки Енисей в районе посёлка Атаманово Красноярского края. Для проведения исследования светящиеся бактерии были помещены в экспериментальную капсулу, где они претерпевали воздействие радиации различной мощности и продолжительности, при трех температурах (+5°C, +10°C, +20°C).

Исследования воздействия гамма-излучения особенно актуальны в силу того, что, в отличие от альфа- и бета-излучения, гамма-излучение представляет наибольшую опасность; степень его распространения и проникновения самая обширная и от него нельзя полностью защититься каким-либо подручным материалом. Например, чтобы укрыться от альфа-излучения достаточно простого листа бумаги, а от гамма-радиации могут защитить только поглощающие слои тяжелых металлов, например, свинца.

Различия в биологических эффектах радиации различного типа (альфа-, бета- и гамма) связаны с природой этих излучений. Так, альфа- и бета- излучение представляют собой потоки заряженных частиц (соответственно ядер атомов гелия и электронов) и активно ионизируют окружающую среду. Гамма-излучение представляют собой электромагнитное излучение высокой энергии и характеризуется низкой ионизирующей способностью. Именно эти различия должны сказываться на биологических эффектах не только при высокодозовых, но и низкодозовых воздействиях. Низкодозовые эффекты в настоявшее время являются наименее исследованными и поэтому наиболее интересны для ученых.

В результате проведенных экспериментов и сравнения с выводами предшествующих исследований в этой сфере ученые пришли к нескольким существенным выводам.

Картинки по запросу светящиеся бактерии радиоактивность

Во-первых, если влияние низкоинтенсивного альфа- и бета-излучения на живые организмы может быть описано моделью гормезиса (согласно которой радиационное излучение может оказывать не только отрицательное, но и положительное воздействие), то для низкоинтенсивного гамма-излучения в аналогичных условиях обнаружено только подавляющее воздействие, которое описывается линейной зависимостью в координатах доза-эффект.

Во-вторых, ученые установили, что при низкоинтенсивном радиационном воздействии поглощенная доза излучения не так важна, как его продолжительность, которая и имеет решающее значение для токсичного воздействия на организмы.

В-третьих, в результате воздействия на светящиеся бактерии низкодозового гамма-излучения при температурах +5°C и + 10°C ученые не зарегистрировали какого-либо подавляющего радиационного эффекта в течение эксперимента (до 175 часов). При аналогичном воздействии гамма-излучения при температуре +20°C исследователи наблюдали подавление естественного свечения морских бактерий, следовательно, эти организмы подверглись токсичному воздействию. Ученые объясняют это тем, что при более высоких температурах ускоряются процессы метаболизма, и бактерии становятся более чувствительными к радиационному воздействию.

И, в-четвертых, опасность радиационного воздействия зачастую связана с изменениями на генетическом уровне, однако при низких дозах гамма-радиации ученые не обнаружили изменений в генах, отвечающих за жизненно важные функции бактерий.

tНадежда Кудряшова

По словам одного из со-авторов публикации, профессора Сибирского федерального университета и ученого Института биофизики СО РАН Надежды Кудряшевой, результаты данного исследования имеют как фундаментальное, так и прикладное значение: «Полученные результаты помогают понять природу биологического воздействия низкоинтенсивного радиационного излучения на клеточном уровне.

Клетки светящихся бактерий являются чрезвычайно удобным объектом для таких исследований. Прикладной аспект работы связан с возможностью использования светящихся бактерий для определения (мониторинга) токсичности окружающей среды. Эти бактерии уже около пятидесяти лет широко используются для мониторинга токсичности среды при загрязнении химическими веществами. Наши исследования показывают перспективность их применения и при радиоактивных загрязнениях».

Автор: Ситникова Александра