Беспилотники Израиля сегодня – Hermes 900

Похожее Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµВ августе 2017 г. ВВС Израиля сообщили о присвоении одному из базовых беспилотников Hermes 900 (Гермес 900) статуса полной операционной готовности. Такой статус может являться свидетельством того, что беспилотник оснастили новым разведывательным оборудованием и новыми каналами связи, – предполагает эксперт в области беспилотной летательной техники, редактор отраслевого журнала UAV.ru Д. Федутинов. Кроме того, это может говорить о том, что Hermes 900 полностью интегрирован в армейские информационно-управляющие системы, – продолжает специалист. Hermes 900 был разработан израильской компанией Elbit Systems на базе предшественника Hermes 450, который эксплуатируется в течении 17 лет в ряде стран мира. Общий налет беспилотников этого типа составляет более 500 тысяч часов.

Фото 1. Hermes 900, одна из базовых моделей беспилотников сегодняшних ВВС Израиля. На вооружение аппарат официально был поставлен в 2015 году. (Источник: elbitsystems.com)

Hermes 900 отличается от предыдущей модификации аппарата не только большими размерами, но и улучшенными техническими характеристиками, а также повышенными разведывательными возможностями. Конкуренты беспилотника Hermes 900 на мировом рынке:  аппараты семейства  Predator (GAASI, США) и Heron (IAI, Израиль).

Общая характеристика

Hermes 900 –  средневысотный многоцелевой всепогодный  беспилотник–разведчик с большой продолжительностью полёта. Аппарат способен непрерывно летать в течении 36  часов на высоте до 9140 метров; радиус действия до 1850 км. Длина фюзеляжа – 8.3 м, размах крыла – 15 м, взлетный вес – 1180 кг, максимальный вес полезной нагрузки (разведывательной аппаратуры и средств радиоэлектронной борьбы) – 350 кг.

Полезная нагрузка весом  до 250 кг размещается в приборном отсеке (Фото 2) и в подфюзеляжном обтекателе (Фото 3), дополнительная нагрузка общим весом до 100 кг — под крылом (Фото 4) на четырех подвесах (по два с каждой стороны).

Hermes 900 это разведывательный комплекс, в состав которого входят:

  • собственно летательный аппарат,
  • наземный пункт контроля, где размещается пилот-оператор  (один или два в зависимости от полетного задания), и соответствующая аппаратура;
  • система двухсторонней связи (включая спутниковую), обеспечивающая взаимодействие между летательным аппаратом и “землей”.

Некоторые источники высказывают мнение о наличии ударной версии Hermes 900, вооруженного ракетами или управляемыми бомбами.

Фото 2. Hermes 900, приборный отсек (Источник: milavia.net)

Бортовая аппаратура

В каждом конкретном случае перед вылетом в зависимости от полетного задания на беспилотнике устанавливается требуемый набор бортовой аппаратуры. Эта операция не требует много времени, поскольку все приборы имеют модульное исполнение.

Разведывательное оборудование:

Радар, позволяющий получать радиолокационные изображения контролируемого участка земной поверхности и находящихся на ней объектов независимо от времени суток, метеорологических условий и уровня естественной освещенности. По качеству и степени детализации радиолокационные изображения сравнимы с аэрофотоснимками, но в отличие от последних могут быть получены при отсутствии оптической видимости земной поверхности. Специальное исполнение радара выделяет движущуюся наземную цель, определяет скорость ее перемещения, а также создает представление о размерах и конфигурации цели.

Система аэрофотосъемки, осуществляющая сканирование местности одновременно в нескольких волновых диапазонах, позволяет получать не только точное месторасположение и изображение объекта, но и сведения о материале, из которого он состоит, что обеспечивает более полную идентификацию потенциальной цели.

Система сканирования местности, выполняющая одновременно с обзором территории наблюдение за несколькими, в том числе движущимися целями.

Фото 3. Hermes 900, подфюзеляжный обтекатель (Источник: pro-samolet.ru, маркер автора)

Цветная телевизионная камера высокой резолюции, работающая в условиях низкой освещенности.

Инфракрасная тепловизионная камера, основанная на фиксации невидимого теплового (инфракрасного) излучения, испускаемого любым объектом (для работы тепловизора, в отличие от приборов ночного видения, вообще не требуется свет). Тепловизор способен обнаруживать живую силу и технику вне зависимости от времени суток.

Системы радиоразведки и пеленгации, предназначенные для обнаружения излучающих устройств и мобильной сотовой связи противника.

Система электронной разведки, осуществляющая сбор информации путем перехвата сигналов радиолокационных станций, установок радиоэлектронной борьбы, оборонных сетей связи и тому подобных устройств противника.

Лазерный прожектор для подсветки объекта наблюдения в диапазоне невидимого инфракрасного излучения.

Системы радиоэлектронной борьбы.

Система радиоэлектронного подавления, функционирующая в широком диапазоне частотного спектра, может одновременно воздействовать на несколько целей в соответствии с установленными приоритетами.

Система радиоэлектронной борьбы содержит средства обнаружения облучения радарами/лазерами. В состав системы входит также аппаратура противодействия противнику.

Система автоматической идентификации

Эта система обеспечивает опознание воздушных судов, их курса и других данных. Наличие этой бортовой системы является необходимым компонентом для выполнения безопасных полетов Hermes 900 в едином воздушном пространстве наравне с гражданскими пилотируемыми летательными аппаратами.

Фото 4. Hermes 900, размещение полезной нагрузки под крылом (Источник: elbitsystems.com, маркеры автора)

Связь между беспилотником и “землей”

Линии связи обеспечивают двустороннюю связь между беспилотником и наземным пунктом контроля:

  • на борт летательного аппарата передаются команды пилота-оператора;
  • в пункт контроля поступает информация, собранная бортовой разведывательной аппаратурой, и сведения о состоянии систем летательного аппарата.

В зоне прямой видимости применяется прямая связь между летательным аппаратом и наземным пунктом контроля. Вне зоны прямой видимости используется спутниковая связь.

Для повышения надежности имеются резервные каналы связи.

Управление беспилотником

Предусмотрено два режима управления беспилотником:

  • пилотирование пилотом-оператором с наземного пункта контроля;
  • автономное пилотирование, при котором управление полетом осуществляет бортовая аппаратура в соответствии с заложенной программой; вмешательство пилота-оператора требуется лишь при необходимости изменения полетного задания или возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Консоль наземного пункта контроля предусматривает возможность управления одним или двумя летательными аппаратами (Фото 5).

Автоматический взлет и посадка

По команде пилота-оператора беспилотник самостоятельно выдвигается из ангара на взлетно-посадочную полосу и поднимается в воздух. После выполнения полета самостоятельно приземляется, закатывается в ангар и выключает двигатели.

Полеты в общем воздушном пространстве

В настоящее время беспилотные летательные аппараты, принадлежащие вооруженным силам, не могут выполнять полеты в едином воздушном пространстве, в котором проходят маршруты гражданской авиации. Беспилотники военного назначения пока могут летать только в закрытом воздушном пространстве полигонов и авиабаз.

Фото 5. Станция наземного контроля (Источник: elbitsystems.com)

В связи с непрерывным ростом количества беспилотников многие страны начали разрабатывать нормативную базу, позволяющую безопасные полеты беспилотной авиации в едином воздушном пространстве с гражданскими пилотируемыми воздушными судами. Разрабатываемые правила содержат, в частности, требования к техническому оснащению беспилотников, обеспечивающие должный уровень безопасности совместных полетов.

Hermes 900 может обнаруживать воздушные объекты и изменять свой маршрут полета, чтобы избежать столкновения, а также взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами, передавая им точные данные о своем пространственном положении.

Автор: Марк Яловецкий

Похожее изображение

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!