Микро автомобили: прошлое, настоящее и будущее. Часть 2.

Похожее изображениеМикро автомобили производились на протяжении всей автомобильной истории и спрос на них то возростал то падал под воздействием экономических факторов. В первой части я рассказал о европейских микро автомобилях 50х и 60х годов. Они пользовались спросом особенно в 50х годах, поскольку Европа только восстанавливалась после большой войны и не могла себе позволить больших и роскошных автомобилей, которые позволяли себе в Америке. В 60х годах, экономическая ситуация в Европе заметно улучшилась и, как следствие, спрос на микрокары упал.

Похожее изображение

На первое место по производству компактных автомобилей выходит Япония, страна, в которой свои, специфические представления о роскоши а также ограниченный ресурс всего, воспитавший в японцах стремление обходиться малым, в частности миниатюрными автомобилями.

В Японии миниатюрные автомобили называют кей-карами или кэйдзидося. Категория кей-каров в Японии четко регламентирована, особенно в плане габаритов авто. Например, начиная с 4 апреля 1955, кей-каром считается автомобиль, габариты которого не больше 3м в длину и 1,3м в ширину, а вот с 1 января 1976 года, японцы уже могли наслаждаться ездой в автомобиле на 20см длиннее и на 10см шире, который при этом все равно считался кей-каром. Использование кей-кара вместо обычного автомобиля давало преимущества с точки зрения налогов и страховки. 

Subaru 360

Автомобильная марка Subaru началась с кей-кара — Subaru 360. Кто бы мог подумать, что мощные, агрессивные, солидные Субару начинались с малыша 360, которого в Японии называли Божьей коровкой. Subaru 360 (индекс 360 означал максимально допустимый для кей-каров объем двигателя — 360 см3. У Subaru было 356 см3) производился компанией с 1958 по 1971 годы, количество выпущенных за это время автомобилей (точнее кей-каров) составило 392 000.

Божья коровка. Subaru 360

Габариты Subaru 360 — 2.99м в длину и 1.3м в ширину, т.е. Субару не поскупились и использовали всю разрешенную площадь до последнего сантиметра оставаясь при этом в рамках категории кей-кар. В модели 360 использовался 2х-тактный, 2х-цилиндровый рядный двигатель с воздушным охлаждением, установленный сзади.

Производство Subaru 360

Двигатель Subaru 360

百瀬 晋六 Шинроку Мамосе. Инженер, разработчик Subaru 360. Фото 1943 года Интерьер Subaru 360. Экспортный вариант для США Интерьер Subaru 360. Экспортный вариант для США Subaru 360. Экспортный вариант для США

В Subaru 360 была установлена 3х-ступенчатая механическая коробка передач. Мощность кей-кара, в начале выпуска в 1958 году, составляла 16 л.с. однако в дальнейшем была увеличина до 25 л.с. Максимальная скорость 97км/ч. Расход топлива 3.6 л. на 100 км.

Просторный салон Subaru 360

Subaru 360 экспортировались в США, где продавались по цене $1297. Из-за своего маленького веса (до 1000 фунтов) Subaru не обязательно было соответствовать американским стандартам безопасности. Тем не менее журнал Consumer Reports опубликовал результаты краш-теста которые показали, что при столкновении тяжелого американского автомобиля с Subaru 360, бампер американца легко оказывается в пассажирском отсеке Subaru. В результате, продажи Subaru 360 в США обвалились и были прекращены.

Mazda R360 и Mazda Carol

Кей-кар Mazda R360 во многом похож на Subaru 360. Модель R360 — это первый автомобиль выпущенный Mazda (так же как и Subaru). До того, Mazda выпускала мотоциклы и трициклы.

2х дверная, 4х местная с установленным сзади двигателем, объемом 356 см3 c воздушным охлаждением.  Те же габариты, разница в 1-2 см. Словом, типичный японский кей-кар.

Mazda R360. 1962 год

Mazda R360 выпускалась с 1960 по 1966 годы и была самым популярным кей-каром Японии той поры. В то время, купить собственный автомобиль в Японии было достаточно тяжело и компания Mazda сделала все для того, чтобы их первый автомобиль стал максимально доступным. Стоимость Mazda R360 составляла 300000 йен, для версии с ручной каробкой передач. В первый год после запуска, было выпущено 23417 кей-каров Mazda R360 или 64,8% всего рынка микро автомобилей Японии того времени.

Mazda R360. 4х-тактный V-образный двигатель

Mazda R360 Mazda R360

В Mazda R360 использовался 4х-тактный V-образный двигатель, достаточно легкий из-за использования магниевого сплава. В целом вес автомобиля составлял всего 380 кг, что делало его самым легким и экономичным японским автомобилем. Максимальная скорость Mazda R360 84 км/ч. Кей-кар оборудован 4х ступенчатой механической или 2х ступенчатой автоматической коробкой передач.

Начиная с 1962 года, параллельно с Mazda R360, компания начинает выпуск модели P360 Carol.  Создавая кей-кар Mazda Carol в пик популярности модели R360 Mazda стремилась, пользуясь удачным моментом, упрочить свое положение и захватить еще больший сегмент рынка. Основной упор сделан был на разработку просторного салона. Инженеры старались создать как можно более объемный и вместительный автомобиль при сохранении внешних габаритов, продиктованных японским законодательством. В результате получился автомобиль с достаточно специфическими формами, в котором тем не менее удобно помещались 4 взрослых человека. Кроме того, Mazda Carol стала первым японским кей-каром с 4 дверями, что делало его более комфортабельным.

Mazda Carol

Изменения коснулись и двигателя. В Mazda Carol был установлен полностью алюминиевый, 4х-цилинровый, рядный двигатель с водяным охлаждением, который работал существенно тише чем двигатель R360.

Mazda Carol

Благодаря модели Carol, в 1962 году Mazda смогла захватить уже 67% рынка микрокаров в Японии. Хотя в последующие годы их доля начала падать.

Может сложиться впечатление, что кей-кары — это такие маленькие, нелепые машинки, которые японцы создавали ради смеха и чем комичнее получался автомобиль, тем лучше. Нет, это совершенно не так. Наоборот, автопроизводители стремились создавать полноценные автомобили, мощные, быстрые, комфортные и вместительные, но при этом сделать их как-то так, чтобы не выйти за рамки обозначенных правительством границ, и чтобы себестоимость и следовательно цена готового автомобиля не были слишком высоки.

Со временем у многих производителей это стало получаться. Кей-кары 80х уже не выглядят курьезно а воспринимаются просто как компактные городские автомобили. Кроме того, регламент определяющий максимальные параметры кей-кара, также был пересмотрен. Начиная с января 1976 года, допустимый объем двигателя для кей-каров был увеличен до 550 см3, а с марта 1990 года стало возможным использование двигателей с объемом 660 см3.

С другой стороны, в 70х годах ХХ века, даже американские производители автомобилей стали задумываться об экономии и разумном использовании ресурсов. Мировой автомобильный тренд повернулся в сторону уменьшения габаритов. Автомобилей становилось больше и им становилось тесно на дорогах.

Honda N360 (1967 — 1972)

Honda N360 Honda N360 Honda N360 Honda N360

Suzuki Fronte (1967 — 1970)

Suzulight Fronte Suzulight Fronte Suzulight Fronte 360SS. 1967 год Suzulight Fronte 360SS. 1968 год

Mitsubishi Minica

На примере еще одного японского кей-кара Mitsubishi Minica, выпуск которого начался в 1962 году, легко отследить, как маленькие, забавные автомобильчики превращались в уже хорошо знакомые нам компактные городские автомобили.

Первое поколение (1962 — 1969)

Mitsubishi Minica. Первое поколение. Mitsubishi Minica. Первое поколение.

Второе поколение (1969 — 1974). Minica 70 и Minica Skipper

Mitsubishi Minica 70 Mitsubishi Minica 70 Mitsubishi Minica Skipper Mitsubishi Minica Skipper

Третье поколение (1972 — 1977). Minica F4

Mitsubishi Minica F4 Mitsubishi Minica F4 Mitsubishi Minica F4 Mitsubishi Minica F4

Четвертое поколение (1977 — 1984)

Mitsubishi Minica Ami 55. 4 поколение. 1977-1984

Пятое поколение (1984 — 1989)

Mitsubishi Minica. 5 поколение. 1984-1989

Шестое поколение (1989 — 1993)

Mitsubishi Minica Piace. 6 поколение. 1989-1993

Седьмое поколение (1993 — 1998)

Mitsubishi Minica. 7 поколение. 1993-1998

Восьмое поколение (1998 — 2011)

Mitsubishi Minica. 8 поколение. 1998-2011

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!