Ученые создали диод из одной молекулы, способный работать при комнатной температуре

Получены одномолекулярные диоды, работающие при комнатной температуреВажный шаг на пути к созданию транзисторов и диодов для молекулярной электроники сделан командой Инженерной школы (Columbia Engineering) Колумбийского университета (штат Нью-Йорк). Сотрудники Columbia Engineering впервые продемонстрировали блокаду тока — превращение устройства из одноэлектронного проводника в изолятор — в молекулярных кластерах при комнатной температуре. Аналогичный эффект ранее неоднократно отмечали для квантовых точек, однако природа синтеза этих полупроводниковых нанокристаллов не обеспечивает воспроизводимости результатов.

Картинки по запросу molecular diode Columbia Engineering

Получаемые квантовые точки имеют разную форму и размеры, кроме того они существенно крупнее молекулярных кластеров, о которых сообщает публикация во вчерашнем выпуске Nature Nanotechnology.

Экспериментальный кластер включал в себя неорганическое ядро из 14 атомов общим диаметром примерно 0,5 нм и связи, подключающие его к двум золотым электродам. Группа во главе с профессором прикладной физики и химии Латха Венкатараманом (Latha Venkataraman) использовала сканирующий туннельный микроскоп для измерения электрического отклика кластера на прилагаемое к электродам напряжение. Эта методика позволила им проконтролировать тысячи таких соединений, получив воспроизводимые характеристики зарядового транспорта.

Отношение уровней тока во включенном/выключенном состояниях при комнатной температуре для однокластерных соединений составило порядка 600, что превышает результаты, полученные для любых других одномолекулярных устройств.

Картинки по запросу molecular diod

Интересно, что заряды через кластер проходят последовательно — в каждый момент времени там находится только один электрон. Обычно ток в маломолекулярных устройствах непрерывен, и в точности определить количество свободных электронов в молекуле невозможно.

«Мы обнаружили, что эти кластеры могут очень хорошо работать при комнатной температуре в качестве нанодиодов, электрический отклик которых мы можем настраивать, изменяя их химический состав, — говорит Венкатараман. — Теоретически наименьшим пределом является один атом, но одноатомные устройства не могут быть изготовлены и стабилизированы при комнатной температуре.

В молекулярных кластерах мы полностью, с атомарной точностью, контролируем структуру и можем изменять их элементный состав для получения определенной электрической реакции».

Картинки по запросу molecular diod