ОДК начинает применять композитные материалы при строительстве авиационных двигателей SaM146

ОДК будет применять композитные детали в двигателях для авиалайнеров Sukhoi Superjet 100ПАО “ОДК – Сатурн” проводит испытания опытных образцов деталей полимерных композиционных материалов (ПКМ) в составе российско-французского двигателя SaM146, которым оснащаются авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Многокомпонентные композиционные материалы состоят из пластичной основы (матрицы) и армирующих наполнителей, обладающих высокой жесткостью и прочностью. Их сочетание обеспечивает создание новых материалов, а ориентация наполнителя (углеродного волокна) в материале – необходимые прочностные свойства.

Картинки по запросу SaM146

SaM146 – интегрированная силовая установка, включающая двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и “ОДК – Сатурн”). Рыбинское предприятие “ОДК – Сатурн” отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя SaM146 и его испытания, а Safran Aircraft Engines – за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку агрегатов, САУ и интеграцию силовой установки.

“ОДК – Сатурн” работает над улучшением ресурсных и технических характеристик двигателя. Одним из направлений данных улучшений является замена существующих металлических деталей двигателя на конструкции, изготовленные из полимерных композиционных материалов. “Мы активно работаем над созданием и внедрением деталей из полимерных композиционных материалов в состав авиационных двигателей, поскольку это позволяет существенно улучшить основные характеристики изделия, – говорит заместитель генерального конструктора “ОДК – Сатурн” по научно-исследовательской работе Дмитрий Карелин. – В частности, одной из задач является снижение веса двигателя SaM146 и других ГТД, выпускаемых предприятиями ОДК, а также создание научно-технического задела в области внедрения ПКМ.

Картинки по запросу SaM146

Целевыми показателями при этом являются снижение массы детали на 20-40% и стоимости изготовления на 10-50%”. В настоящее время первые опытные образцы, произведенные на “ОДК – Сатурн”, проходят комплекс испытаний в составе двигателя SaM146. Разработанные технологии будут внедрены и в другие силовые установки ОДК. Для успешного внедрения ПКМ специалистами предприятия была выбрана концепция “от простого к сложному”, когда последовательность шагов начинается от замены материала в неответственных статорных деталях до ключевой задачи – разработки и создания модуля вентилятора из ПКМ. Ключевые технологические направления, по которым ведется освоение данной технологии, – это ПКМ для статорных деталей на основе термопластичной (суперплатики типа ПЭЭК) матрицы и ПКМ для нагруженных деталей ГТД (в том числе рабочая лопатка вентилятора) с 3D-тканой армирующей структурой. Разработка технологий проводится в широкой кооперации с российскими и иностранными институтами и компаниями.

“Анализ мировых тенденций показал, что зарубежные компании-лидеры уже осуществляют переход от традиционных слоистых полимерных композитов к материалам нового поколения, – отмечает заместитель генерального конструктора “ОДК – Сатурн” по научно-исследовательской работе Дмитрий Карелин. – Это связано с повышением надежности деталей из новых материалов в сравнении со слоистыми ПКМ. Простое повторение опыта мировых компаний не позволит осуществить технологический скачок и, тем более, опередить их, поэтому внимание было сфокусировано на новых современных технологиях, имеющих максимальные перспективы применения.

Картинки по запросу SaM146

Серьезный прорыв можно осуществить с началом промышленного освоения и эксплуатации деталей из термопластичных ПКМ. Использование данных материалов позволяет проводить повторный расплав-отверждение, а, значит, существенно расширяет технологические возможности создания деталей из ПКМ, делает возможным использование технологий сварки, штамповки, литья, гибридных технологий формования, позволяет ремонтировать детали в условиях эксплуатации при появлении повреждений”.

Технология создания сложных пространственно-армирующих структур из непрерывного углеволокна, которую также осваивают в “ОДК – Сатурн”, позволяет управлять и контролировать распределение механических свойств внутри детали за счёт 3D-армирования и нивелирует самый главный недостаток традиционных ПКМ – склонность к межслойному расслоению.

Справка:

SaM146 – интегрированная силовая установка (включающая турбовентиляторный двигатель, мотогондолу с устройством реверса тяги, навесное оборудование) для нового поколения регионально-магистральных самолетов.

Ответственность партнеров:

  • Snecma: газогенератор, коробка приводов, система управления, интеграция силовой установки, летные испытания
  • ОАО«НПО«Сатурн»: вентилятор, каскад низкого давления, окончательная сборка двигателя, наземные испытания

Картинки по запросу SaM146

Конструктивные особенности

  • вентилятор с широкохордными лопатками
  • 3-ступенчатый компрессор низкого давления
  • 6-ступенчатый компрессор высокого давления
  • кольцевая камера сгорания
  • 1-ступенчатая турбина высокого давления
  • 3-ступенчатая турбина низкого давления

Применение

Первым применением SaM146 является семейство самолетов Superjet 100, создаваемое компанией Гражданские Самолеты Сухого (ОАК, РФ) при участии Alenia Aermacchi (Finmeccanica, Италия):

  • SaM146-1S17 для регионально-магистрального самолета SSJ100-95B
  • SaM146-1S18 для регионально-магистрального самолета SSJ100-95LR и бизнес-самолета SBJ

Преимущества

Компактный, надежный и экологичный двигатель, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий отечественного и западного двигателестроения:

  • сертифицирован по стандартам EASA и АР МАК
  • широкий диапазон регулирования тяги
  • высокая надежность (на уровне стандарта CFM56)
  • соответствие экологическим требованиям ICAO
  • полная взаимозаменяемость в семействе самолетов
  • низкая стоимость владения

Силовая установка SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию поставляются компанией PowerJet.

Картинки по запросу SaM146

Технические характеристики

 Двигатель

SaM146-1S17

SaM146-1S18

Тяга на чрезвычайном режиме, кгс 7 660 7 890
Тяга на взлетном режиме, кгс 6 962 7 311
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/(кгс•час) 0.63
Степень двухконтурности 4.43
Габариты (со смесителем) (L x D), м 3.590 x 1.224

Похожее изображение

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!