Российский композитный скоростной катер SC-39 для ВМФ спущен на воду для испытаний

Картинки по запросу катер SC-39Астраханская судоверфь “Альбатрос” в августе 2017 года будет проводить швартовные испытания композитного скоростного катера спецназначения SC-39 для ВМФ и силовых структур. Об этом рассказал журналистам коммерческий директор компании Виталий Мелетьев. ООО “Судостроительное судоремонтное предприятие “Альбатрос” (Астрахань) с 2016 года создает скоростной катер из композитных материалов специально для силовых структур собственного проекта 14-3.

Компания представила макет катера и его характеристики на выставке “Армия-2016”, проектом заинтересовались представители таможни, погранслужбы ФСБ и МЧС. Длина проекта – 12,3 м, ширина – 3,4.

Масса с грузом – 5,8 тонн, полезная нагрузка – около тонны. На SC-39 установят два мультитопливных морских дизеля компании Steyr мощностью по 292 л.с. каждый. К сожалению, в России таких двигателей не производят – рассказали на судоверфи. – Их рабочий режим – 4000 оборотов в минуту, но ни один отечественный дизель таких характеристик не имеет. У двигателя также есть возможность дистанционной диагностики.

На катере установлено два топливных бака общей емкостью в 1120 литров, обеспечивающих запас хода в 560 миль (18 часов), а также два 400-литровых резервуара с пресной водой. Экипаж – два человека, судно также может взять на борт четверых пассажиров. Максимальная скорость катера – 36 узлов – может быть увеличена по требованию заказчика. Как отметили на предприятии, в данном проекте упор делался на создание максимально удобного пространства для длительного обитания экипажа.

На судоверфи подчеркнули, что материалы корпуса – отечественные композиты – от стеклоткани до связующих элементов на основе эпоксидных смол. Корпус сделан по принципу сэндвич-конструкции, что значительно уменьшит вес и водоизмещение, одновременно увеличив полезную нагрузку. Это позволит брать на борт больше людей или топлива и придаст дополнительную плавучесть. Внутри сэндвич-панелей находится связующий элемент – специальный конструкционный пенопласт, который делает корпус плавучим. Его параметры рассчитаны так, что даже при затоплении всех отсеков судно не тонет – рассказал Виталий Мелетьев.

Технические характеристики судна:

Рабочий катер, с остроскулыми обводами корпуса, со стационарным дизельным двигателем. Катер специально спроектирован для эксплуатации на водоемах северных регионов Российской федерации.

Назначение судна

Многоцелевой скоростной поисково-спасательный катер проекта SC-39

Может применятся для:

  • проведения поисково-спасательных при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • выполнения функций служебно-разъездного катера, а также функций флагманского катера при проведении поисково-спасательных работ;
  • поиска судов, плавсредств и людей, терпящих бедствие;
  • проведения спасательных работ на судах и малых плавсредствах, терпящих бедствие;
  • проведения водолазного обследования гидротехнических сооружений и выполнения водолазных работ.
  • научно-исследовательских работ.
  • гидрологического и гидрохимического мониторинга акватории водоема, включая распространение разливов углеводородов.
  • рыбопоисковых исследованиях.
  • перевозки людей и малогабаритных грузов, на реках, водохранилищах и в прибрежной зоне морей.

Класс судна

Катер отвечает требованиям Государственной инспекции по маломерным судам РФ к судам озерного и морского плавания категории 4 с удалением 20 миль от места базирования в дневное время суток.

Главные размерения

Катер имеет следующие главные размерения:

  • Длина наибольшая, м 12,15
  • Длина по КВЛ, м 9,75
  • Ширина наибольшая, м 3,44
  • Высота борта, м: на миделе 1,6

Водоизмещения и осадки

Водоизмещение:

  • полное, т около 5,8
  • осадка на миделе , м 0,45
  • Осадка габаритная в грузу, м 0,9

Скорость хода

Скорость катера при чистом свежеокрашенном корпусе, при ветре не более 5 м/с и волнении моря не более 1 балла, составляет:

  • Максимальная – не менее 39 узлов;
  • Крейсерская – не менее 32 узлов.

Автономность и запасы

На катере предусматривается хранение топлива в двух цистернах, расположенных в отдельном отсеке емкостью по 520 л каждая. Автономность по запасам топлива составляет около 28 часов. Автономность по запасам пресной воды составляет 3 суток

Вместимость

В состав экипажа катера входит 2 человека – судоводитель – механик и матрос.
Катер может перевозить до 7 человек

  • 2 чел. Экипаж,
  • 3 чел. Водолазный пост,
  • 1 чел. Руководитель водолазных спусков
  • 1 чел. Врач или оператор телеуправляемых подводных систем.

Для отдыха экипажа и пассажиров судно оборудуется носовой каютой на 4 спальных места, одноместной бортовой каютой и спальным местом в салоне.
В салоне и на кормовой палубе и возможна перевозка различных грузов общей массой до 300 кг (не считая штатного водолазного оборудования).

Общее расположение.

На катере установлена ходовая рубка. Из ходовой рубки предусмотрен трап и проход в носовую каюту, бортовую каюту, каюту оператора телеуправляемых подводных систем, гальюн и душевую, и к шкафу хранения водолазных костюмов.  Носовая каюта оборудована спальными местами, рундуками для хранения личного имущества экипажа.

В корму от ходовой рубки находится салон с мягкими диванами на 7 посадочных мест, под которыми находятся рундуки для личных вещей, продуктов и спасательных жилетов. Стол для принятия пищи на телескопических пневмостойках стоит у дивана. Камбузный уголок по левому борту отделен от салона переборкой  Шкаф для верхней одежды с сушилкой находится у выхода в кокпит по правому борту.

В кормовой части судна расположен моторный отсек.

КОРПУС

Корпус катера имеет трехслойную конструкцию по типу сенгвич.

Толщина полимерного слоя наружной обшивки, принята:

  • Днище – 6 мм,
  • Днище в области киля – 8 мм
  • Борта – 4 мм
  • Палуба и платформы – 3 мм
  • Переборки – 3 мм
  • Стенки надстройки – 3 мм
  • Стенки рубки – 2 мм
  • Общая толщина конструкции варьирует от 20 до 35 мм.
  • Шпация принята равной 500 мм.

В качестве поперечного набора принят материал наполнителя 30 х 100 мм, продольный набор не требуется.

Цистерны топливные, питьевой и фановых вод сделаны из алюминия сварной конструкции с инспекционными люками. Внутри и снаружи цистерны покрыты соответствующими водо-топливоустойчивыми и гигиеническими пищевыми покрытиями.

Толщина стенок составляет 3-4 мм.

Защита корпуса от обрастания и осмоса – окраска.

Для защиты подводной части корпуса от обрастания – нанесено необрастающее лакокрасочное покрытие. Окраска наружных поверхностей корпуса и корпусных конструкций производится синтетическими двухкомпонентными лакокрасочными материалами импортного производства в несколько слоев.

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА

 Якорное устройство

  • Катер снабжен носовым якорным устройствам.
  • Главный якорь типа Delta, стальной, массой 10 кг.
  • Оцинкованная якорная цепь калибром 8 мм по DIN 766 на нагрузку 825 кг.
  • Якорный электрический брашпиль.
  • Цепной стопор для цепи калибром 8 мм по DIN 766.

Якорь по-походному убирается в роульс. Закрепление якорной цепи при стоянке судна на якоре и крепление якоря «по-походному» осуществляется с помощью стопора расположенного на палубе между якорным шпилем и роульсом. Кормовое якорное устройство состоит из якоря Данфорта весом 12 кг и якорного пропиленового каната. Хранение в кормовой части судна.

Запасной якорь Данфорта весом 10 кг хранится в рундуке форпика.

Спасательное устройство

На катере установлены два спасательных круга с линями, а также 7 спасательных жилетов.
На судне устанавливаются один спасательный плот ПСН-6  и надувная разъездная лодка грузоподъемность 480кг.

Мачтовое устройство

На катере установлена мачта для несения антенн навигационного оборудования, антенн связи, молниезащиты и сигнально-отличительных огней и прожектора. Мачта выполнена съемной для прохождения под низкими мостами.

Леерное устройство

На надстройке установлено леерное ограждение из стальных труб диаметром 25 мм. Высота леерного ограждения от палубы надстройки – 600 мм. Леерные стойки соединены двумя рядами металлического троса в безопасной пластиковой оплетке. Носовые релинги выполнены из полированной нержавеющей стали. Для безопасного перемещения по борту во время качки на крыше рубки и крыше надстройки имеются поручни, позволяющие пристегивать карабины поясов безопасности. В кормовой части на слипе имеются поручни для облегчения подъема из воды водолаза.

Швартовое устройство

Для швартовки катера во время стоянки на палубе в носовой и кормовой части имеются утапливаемые утки из нержавеющей стали. При швартовке к пирсу, стенке или борту другого судна для проводки швартовых концов  на палубе установлены полуклюзы. Для швартовки надувной лодки на слипе кормовой площадки имеется кнехт.
Рулевое устройство

На катер установлена одна поворотоно-откидная колонка. Угол перекладки руля – +/-35 градусов. В качестве привода руля используется ручная гидравлическая машина. В состав рулевого привода входит один ручной гидронасос, исполнительный гидроцилиндр, трубопроводы высокого давления. Управление рулем дистанционное из рулевой рубки. Для визуального контроля за положением поворотоно-откидной колонки установлен датчик положения и показывающий индикатор, установленный на основном посту управления.

ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ

Иллюминаторы

Лобовые и боковые стекла на ходовой рубке выполнены из 6-8мм особопрочного полированного закаленного стекла «сталинит». На лобовом остеклении рулевой рубки установлены электрические стеклоочистители. Иллюминаторы рубки и салона выполнены «глухими».

Остекление лобовых и иллюминаторов рубки выполнено в виде «однокамерный стеклопакет». Иллюминаторы надстройки овальной формы открываются вовнутрь и обеспечивают естественное освещение и вентиляцию внутренних помещений. Световые люки надстройки открывающиеся и дополнительно выполняют функцию аварийных выходов. Световые люки рубки сдвижные, обеспечивают удобство маневрирования при швартовке, постановке и снятии с якоря и естественную вентиляцию салона.

Двери

Для выхода на открытую палубу рубка оборудована сдвижными брызгозащищенными дверями с остеклением. Каюты и санитарное помещение оборудованы дверями, изготовлены из пенопласта в деревянной рамке и покрыты пластифицированным шпоном дерева ценных пород. Все двери фиксируются в открытом положении стопорами.

Крышки и горловины

Две водонепроницаемых крышки установлены для доступа в форпик (цепной ящики рундук хранения швартовых канатов). Цистерны и танки оборудованы технологическими непроницаемыми инспекционными горловинами для внутреннего осмотра и очистки.

Люки для доступа подпайёльное пространство и машинное отделение интегрированы в палубы внутренних помещений. Все люки и горловины имеют фиксацию в открытом и закрытом положении.

 ОБОРУДОВАНИЕ

Отделка помещений

Зашивка бортов и переборок изготовлена по месту из пенопластовых панелей, облицованной шпоном ценных пород дерева светлых оттенков. В необходимых местах (поверхности пультов управления, места вероятного касания обуви и т.д.) покрытие облицовано легко моющимся пластиком древесных текстур. Подволоки жилых помещений изготавливаются из панелей, облицованных специальной морской тканью типа «Marinasoft» или другой с аналогичными характеристиками. Мебель изготовлена по технологии свехлегких панелей с облицовкой шпоном ценных пород дерева. Мебельные ящики и двери оборудованы травмобезопасным замком-кнопкой.

Оборудование камбуза

Камбузная стойка оборудуется:

  • 4-х конфорочной плитой на дизельном топливе для приготовления и разогрева пищи;
  • мойкой для мытья посуды с автоматической подачей холодной пресной воды;
  • полками и шкафами для хранения запасов провизии и посуды;
  • электрической вытяжкой;
  • морозильной камерой на 125л. для хранения запаса быстропортящихся продуктов.

Тепловая изоляция

Роль тепловой изоляции выполняет сам корпус т.к. изготовлен по принципу термоса где между двумя оболочками корпуса находится материал, выполняющий в том числе и функцию теплоизоляции.

Элементы термо – шумоизоляции имеют необходимые сертификаты.

Противопожарная изоляция

Противопожарная изоляция огнестойкостью 30 минут (А30) установлена на подволоке и переборках машинного отделения.

Звукопоглощающая изоляция

В качестве звукопоглощающей изоляции используется специализированное звуко и вибро- поглощающее покрытие.

Настилы палуб

В каютах, проходах к жилым помещениям, рубке-салоне, помещении камбуза настил палубы изготавливается из высокопрочного линолеума.

В МО установлены настилы из рифлёных алюминиевых листов. Настилы имеют рамки из стального профиля с элементами звукоизоляции. Все наружные палубы в местах проходов покрыты специальным нескользящим покрытием.

СИСТЕМЫ ОБЩЕСУДОВЫЕ

 Система осушительная и сбора трюмных вод

Система обеспечивает осушение всех водонепроницаемых отсеков корпуса. Осушение машинного отделения, ахтерпика и подпайольного пространства носовой каюты осуществляется через осушительную. Управление насосами с электроприводом автоматическое с поплавковым выключателями и дистанционное из рулевой рубки.

Для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами сбор нефтесодержащих трюмных вод из МО производится в две легкосъемные емкости, с последующим осушением их в береговую емкость.

Катер оборудуется резервной осушительной системой состоящей из: ручной помпы, включенной в магистраль осушения.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!