Государственная дума рассмотрит законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере ИТ

Похожее изображениеГосударственно-частное партнерство позволяет разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, тем самым делая его заинтересованным в эффективности, качестве и надежности проекта. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их по времени и привязки к достижению нужных показателей. В Госдуму внесены поправки в законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях, которые, по мнению их авторов, позволят государству сэкономить расходы на информатизацию госорганов, которые ежегодно составляют порядка 100 млрд рублей.

Государственные ИТ-системы смогут работать по модели ГЧП

24 апреля депутат Николай Николаев внес на рассмотрение в Государственную Думу поправки в ФЗ №224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ №115 «О концессионных соглашениях», признающие ИТ-системы объектами ГЧП и концессии – ранее таковыми признавались только объекты недвижимого имущества, например, дороги или здания. Поправки в законопроект были инициированы ФРИИ при поддержке экспертов Минэкономразвития, Ростелекома и Газпромбанка. На межведомственной комиссии по ГЧП их поддержали все участники заседания.

В случае создания объекта по модели ГЧП или концессии, затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы ИТ-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний ИТ-рынка, а в договоре предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного/модернизированного им продукта. При этом сохранится социальная значимость объекта – доступ к той или иной электронной системе госуслуг может получить любой желающий.

По всей России работает больше 1000 ГИСов, из них более 300 – федеральный государственных информационных систем. Из них по-настоящему удобных в эксплуатации, работающих без сбоев – не больше 30%. О том, чтобы такая система приносила прибыль – речи вообще не идет», – подчеркнул разработчик законопроекта Искендер Нурбеков, директор по правовым вопросам и инициативам ФРИИ. «Но если создавать ГИСы через механизм ГЧП или концессии, на рынке сложится ситуация win-win. Конечные пользователи получат максимально «рыночный» продукт, удобный для эксплуатации и работающий без сбоев, федеральные и региональные органы власти смогут значительно уменьшить стоимость создания государственных информационных систем и сэкономить миллиарды рублей, а частные разработчики получат доступ к новому рынку, коммерциализуя продукт за счет дополнительных пользовательских сервисов.

По данным TAdviser, создание и развитие 10 самых дорогих информационных систем обошлось государству в 15,4 млрд руб. в 2015-16 гг., эксплуатация и модернизация – еще в 43,4 млрд руб. В их числе система Пенсионного фонда РФ, системы Фонда социального страхования, Федерального казначейства, таможенных органов и пр. Для сравнения, около 100 млрд руб. будет стоить государству программа продовольственной помощи малоимущим.

Признание ИТ-систем объектами ГЧП или концессии значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, а значит, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на этих рынках», – считает автор законопроекта, депутат государственной думы Николаев. «Рыночные компании могут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным всем пользователям этой системы – будь то простые граждане, желающие записаться к врачу, участники тендера или претенденты на получение определенного типа лицензии.

По мнению авторов, принятие правок в законопроекты также поспособствует выполнению поручения президента №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика», где будут предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ.

2016

Перспективы государственно-частного партнерства в информационных технологиях глазами ИТ-компаний

Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? С таким вопросом TAdviser обратился к российским компаниям, занимающимся ИТ-проектами в государственном секторе.

Из ответов респондентов можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство (ГЧП) может быть перспективным, однако такое сотрудничество имеет ограниченный потенциал. В частности, по мнению экспертов, механизм ГЧП сегодня прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса. Главной же проблемой является юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством. Кроме того, законодательство устроено достаточно консервативно и в ряд задач, которые государство могло бы и хотело бы отдать на аутсорсинг бизнесу, войти коммерческим компаниям невозможно из-за нормативных ограничений.

Для динамичного развития ГЧП необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития. По мнению экспертов, возможно даже нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок.

Реальный интерес к государственно-частному партнерству в сфере ИТ пока проявляют лишь крупнейшие банки и телекоммуникационные операторы. ИТ-компании опасаются рисков и инвестиций без гарантии возврата

Значительный всплеск ИТ-проектов по модели ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровнях будет только тогда, когда свою эффективность покажут действующие проекты государственно-частного партнерства, считает вице-президент Maykor Ирина Семенова.

Наиболее заметные ГЧП-проекты по состоянию на 2016 год реализуются в Московской области. В частности, это создание системы оплаты проезда в общественном транспорте (партнер – “Сбербанк”), видеофиксации нарушений правил дорожного движения (партнер “МВС Груп”), ИТ-системы ЖКХ и электронных дневников (партнер – “Ростелеком”).

ГЧП перспективно в сервисах, которые напрямую выходят на граждан или коммерческие организации, и позволяют себя монетизировать через дополнительные услуги, констатирует Тимур Меджитов, заместитель директора по работе с органами власти компании Directum.

Модель интересна, но требует от частной компании гигантских инвестиций, возврат которых в российских условиях не всегда гарантирован, объясняет генеральный директор “Айтоники”Алексей Болдырев. Механизм ГЧП прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса, наверное, для десятка-другого игроков российского рынка, добавляет он.

ГЧП в государственной информатизации развивается параллельно секвестрованию ИТ-бюджетов, и служит весьма надёжной антикризисной мерой, считает Галина Ахмерова, заместитель гендиректора “БАРС Груп” по коммерции и развитию бизнеса. Интерес к данной модели проявляют крупные банки и телекоммуникационные компании, готовые вкладывать свои деньги в госинформатизацию, а в качестве их подрядчиков могут выступать уже ИТ-компании.

Александр Семенов, президент ГК “Корус Консалтинг”, высоко оценивая перспективы ГЧП, напоминает о проблемах тарификации, которая должна быть подъемной для потребителей.

Мы видим пример “Платона” – идея правильная, но по факту мы получили достаточно большую социальную напряженность, – добавляет президент «Корус Консалтинг»

Государственно-частное партнерство может хорошо работать в городах с большой плотностью населения, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие, но не годится для малонаселенных областей, где сложно развивать частный бизнес, уверен Вадим Злобин, генеральный директор “Систематика Консалтинг”.

Кроме того, по его мнению, частные компании и государственные организации имеют разные цели. У частных компаний – это получение прибыли, у госорганов – оказание услуг всем категориям граждан. Возникает конфликт интересов, что несет риск развала партнерства. Крайне непросто в проектах, реализуемых по схеме ГЧП, поддерживать этот баланс.

ГЧП дает возможность разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, делая тем самым его заинтересованным в эффективности проекта, его качестве и надежности. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их и по времени и привязки к достижению нужных показателей (KPI), – отмечает заместитель руководителя коммерческой дирекции группы “Астерос” Дмитрий Трофимов

В качестве примера он приводит проект создания общественных сетей Wi-Fi в метро: По сути, в обмен на доступ к инфраструктуре, город и горожане получили бесплатную возможность доступа в интернет в любой точке подземки. Возврат инвестиций в этом случае полностью переносится на сторону оператора.

Одна из главных проблем ГЧП – юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством и консервативное законодательство.

Для динамичного развития этого направления необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития, уверен Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов “Ланит”. Возможно, нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок – своего рода “ярмарка госвакансий”, добавляет он.

Сотрудничество в форме ГЧП выгодно обеим сторонам только в том случае, если государство дает определенные и твердые гарантии, а их добиться под силу только крупному бизнесу, соглашается коммерческий директор “ФОРС – Центр разработки” Евгений Ефименко.

Вообще, государственно-частное партнерство является одним из механизмов реализации крупных проектов, экономически непосильных или сложных в краткосрочной перспективе для государства и бизнеса по отдельности, и поэтому для сохранения баланса рыночной модели оно должно сочетаться со свободной конкуренцией. Причем, компании для такого партнерства не должны просто выбираться или назначаться сверху – так же, как не должны создаваться новые целевые компании под какие-то определенные проекты. А у нас, к сожалению, сегодня это именно так. Создание государственно-частных предприятий должно происходить только на основе открытого конкурса инвестиционных проектов, чтобы ИТ-компании участвовали в нем на равных и побеждали сильнейшие. При этом участники таких проектов со стороны бизнеса должны нести полную ответственность за потраченные средства и полученные результаты, – говорит Ефименко

Риски в проектах ГЧП возникают не только у коммерческих компаний, но и у чиновников.

Из 200 человек, находящихся сейчас под следствием в Коми, 150, думаю, это ГЧП… Птицефабрика, строительство, фермы… Большинство из этих объектов были в форме ГЧП. А там легко “приклеить” неэффективность, интересы третьих сторон, – говорил в интервью TAdviser Александр Селютин, в 2010-2015 годах ИТ-директор республики Коми

В сфере ИТ в Коми, по словам Селютина, проекты в форме ГЧП также планировались, но не состоялись: “Слава Богу, не успели”.

Источник: http://www.tadviser.ru/

Картинки по запросу государственно-частное партнерство