Штурмовая авиация – настоящее и будущее. Часть 1.

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1

Штурмовики А-10 американских ВВС в Ираке и Афганистане за прошедшее десятилетие отработали огромное число боевых задач, получив бесценный опыт. С целью развития задач авиационной поддержки ВВС США и после этих кампаний изучают различные технологии, включая новые платформы. С внедрением современных технологий противовоздушной обороны, разрушительный потенциал которых может попасть в руки даже негосударственных структур, самые мощные военно-воздушные силы мира должны пересмотреть свои подходы к выполнению важнейших задач непосредственной авиационной поддержки.

Картинки по запросу американский штурмовик

Заслуженный штурмовик A-10C Thunderbolt II производства Fairchild-Republic ВВС США за последние годы несколько раз заносился в «расстрельный» список, и несколько раз вычеркивался из него, в то время как авиационные командование все еще размышляет над тем, что придет ему на смену в качестве основы будущей стратегии непосредственной авиационной поддержки (НАП).

Уходящий начальник штаба ВВС США считает, что приобретение замены для Thunderbolt, получившей обозначение A-X2, произойдет довольно быстро при наличии достаточного финансирования. «Мы не думаем, что это займет много времени, – сказал генерал Марк Уэлш, – мы полагаем, что особых сложностей с разработкой не будет». Он добавил, что любая новая платформа будет «оптимизирована для боевого пространства с низким и средним уровнем угроз, а не для зоны боевых действий, насыщенной продвинутыми системами ПВО».

«Нам необходимо продолжать действовать за меньшие деньги точно так же, как мы прямо в сейчас ведем борьбу с повстанцами, – добавил он. – Даже летный час штурмовика A-10 стоит 19-20 тысяч долларов. Давайте найдем что-нибудь со стоимостью летного часа 4-5 тысяч долларов, с большей огневой мощью, и это будет именно то, что нужно».

Стоимость летного часа штурмовика A-10 можно снизить вдвое, если ВВС США выберут вариант платформы с увеличенной дальностью, который, по мнению аналитиков, может стоить на выходе с авиационного завода минимум 50 миллионов долларов. Впрочем, исходя из таких низких эксплуатационных расходов, какие предлагает генерал Уэлш, с точки зрения большинства аналитиков выбор будет ограничен легкими учебно-тренировочными реактивными самолетами и одномоторными турбовинтовыми самолетами. Новый самолет с таким ценником не будет иметь грузоподъемности и продолжительности полета модернизированного A-10(X), так что ВВС, скорее всего, вынуждены изучать готовые варианты в классе легких штурмовиков, например EMB-314 Super Tucano от Embraer, AT-6 Texan II от Beechcraft, M-346 Master от Alenia Aermacchi и T-50 Golden Eagle от Korean Aerospace Industries.

Решения военного времени

Заместитель начальника генерального штаба ВВС по стратегическому планированию генерал-лейтенант Майк Холмс заметил, что у ВВС заняло более десяти лет, чтобы превратиться в «военную авиацию НАП» поддержки наземных сил в операциях на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. «Я на сто процентов уверен в тех возможностях НАП, которые военно-воздушные силы имеют сейчас», – отметил Холмс.

«Для начала мы обучили экипаж почти каждой платформы совместным методикам НАП, поэтому они могут участвовать в боевых действиях,– сказал генерал Холмс. – Мы модернизировали почти каждую платформу современными прицельными комплексами, поэтому теперь они могут видеть поле боя и точно наводить свое вооружение». Кроме того, ВВС США установили новые радиостанции на боевые самолеты, теперь пилоты могут связываться с командирами на земле, в некоторых случаях до уровня взвода и отделения. НАП, которая определяется как «ведение огня с воздуха, когда свои войска находятся в непосредственной близости к целям», нуждается в тесной координации огневой поддержки с воздуха с наземными подразделениями, поэтому и были проведены все эти работы с целью сделать нетрадиционный для НАП самолет более эффективным в этих задачах.

Кроме того, поскольку недавние войны, в которых ВВС США задействовали НАП, характеризовались наличием своих сил, перемешанных с противником и гражданским населением, «почти каждая бомба, сброшенная на Афганистан с самого начала вторжения координировалась командиром на земле, и поэтому, по мнению Холмса, необходим очень высокий уровень координации.

«Для того чтобы делать это, мы задействовали целый набор средств, сил и технологий. Чтобы быть в состоянии сделать это вы должны подумать об экипажах, офицерах воздушной связи, которые работают с наземными войсками и передовыми авиационными наводчиками, а также о подготовке и тактике». Генерал Холмс уверяет, что весь военно-воздушный флот истребителей и бомбардировщиков был подготовлен к задачам НАП. «Мы доработали их в платформы, которые весьма эффективны в этой обстановке».

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1

Инструктор авиационных наводчиков и студент из Учебного центра в Неваде передают координаты цели вертолету AH-64D Apache. В этом центре проводятся курсы инструкторов, на которых обучают тактическим приемам применения вооружения

Правильное оружие для ТВД

Генерал Холмс отметил, что ВВС и сухопутные войска «движутся в направлении цифровых средств связи, когда вы можете передавать что-либо без разговора друг с другом». При действиях в непосредственной близости с противником и гражданскими лицами, надежная связь очень важна.

Что касается вооружения, то здесь ВВС США также внедряют инновационные технологии. В качестве примера Холмс привел самый боеспособный самолет – новейший F-16 Fighting Falcon производства Lockheed Martin, который вооружен высокоточной системой вооружения APKWS (Advanced Precision Kill Weapon System) от BAE Systems. Небольшая ракета с лазерным наведением в подвесном контейнере поражает цели с хирургической точностью (особенно свадьбы и похороны, прим. пер.). APKWS превращает стандартную неуправляемую ракету диаметром 70 мм в высокоточное оружие с лазерным наведением по цене стандартного умного боеприпаса. «Вы можете подвесить ее под F-16 или Boeing F-15E [Strike Eagle]. Это высокоточное оружие, которое имеет такие же возможности, что и A-10 со своей пушкой».

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1

Ракета с лазерным наведением APKWS производства компании BAE Systems

По словам Холмса, исследовательская лаборатория ВВС и другие лаборатории также проводили опыты с различными новыми технологиями НАП. «Часть наших исследований и испытаний в сфере НАП проходит в тесном взаимодействии с другими родами войск. Также мы ищем пути повышения мощности вооружения. A-10 полагается на свою пушку с парой тысяч снарядов, но мы рассматриваем несколько вариантов повышения огневого могущества».

Кроме того, ВВС США ищут способы улучшения процесса обучения передовых авиационных наводчиков в моделируемых боевых условиях. Генерал Холмс заметил, что улучшение совместной подготовки, как с другими родами войск, так и с союзниками, очень важно для развития возможностей НАП. «Всем необходимы одинаковые методики, так чтобы F-16 мог дать знать, когда подразделение морских пехотинцев находится в сложном положении и при этом они знали как говорить друг с другом и как поддерживать связь. Имеется некоторое пространство для маневра и алгоритмы действия могут отличаться немного, но вы хотите делать более или менее одинаково».

В этом году ВВС США организуют интеграционную группу по НАП на авиабазе Неллис «с целью разработки и улучшения опыта интеграции НАП тактического уровня. Она будет внедрять технологии НАП в военно-воздушных силах для того, чтобы они стали неотъемлемой частью нашей авиационной культуры. Когда-нибудь A-10 будет снят с вооружения, поэтому мы хотим быть уверены, что не утратим опыт и знания, которые имели».

По словам Холмса, когда группа начнет работу в первом квартале 2017 года, она будет работать в основном с самолетами F-16. «В конечном счете, она займется самолетами F-35 от Lockheed Martin, чтобы убедится, что эти самолеты имеют необходимые инструменты и пилоты обладают опытом участия в НАП будущего поля боя. Передовые наводчики и F-35 уже работали вместе на авиабазе Неллис и корпус морской пехоты был удовлетворен возможностями НАП самолета F-35B.

Как и другие старшие офицеры ВВС, генерал Холмс не скрывает, что также рассматривается специализированный для НАП самолет A-X2. «Мы рассматривает две возможные платформы или типы платформ. Посмотрим, сколько времени это займет, и какие характеристики мы хотели бы иметь в экспериментальном самолете, который займет место самолета A-10». Он сказал, что хотя по программе конкурируют два новых проекта, но готовые варианты также рассматриваются.

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1

ВВС США готовится снять с вооружения самолет А-10 и одновременно изучают новые технологии для задач НАП

Самолеты НАП

Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1
A-29 (EMB-314 Super Tucano)
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1
AT-6C
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1
T-50 Golden Eagle
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1
A-10 Thunderbolt II
Непосредственная авиационная поддержка: поиски путей совершенствования. Часть1
Перспективный A-10X

Полный спектр возможностей

Генерал Холмс также отметил, что A-10 и подобный ему самолет не смогут действовать в неблагоприятной для выполнения задачи обстановке. «В перспективе мы должны подумать обо всем множестве боевых условий, в котором мы могли бы действовать. Всё, начиная с самых легких боевых условий в контртеррористических задачах… в таких местах как Йемен. Это зоны с минимально угрожающей обстановкой, в которых можно работать без особого напряжения; нет единой ПВО, сухопутные силы очень слабо защищены, поэтому можете лететь куда хотите и делать что хотите. Далее переходим к тому, что мы называем оспариваемым пространством, где оппонент может оказаться не таким уж беспомощным и поэтому вы должны подстроиться под наземные пушки или переносные ракетно-зенитные комплексы. А теперь мы переходим к боевому пространству с высокими рисками, где есть комплексная ПВО, которая движется совместно с наземными силами. Там есть радары, инфракрасные приборы, электронное наблюдение, ракеты класса «земля-воздух», то есть целый комплекс возможностей. Это самое сложное пространство, в котором приходится действовать».

Впрочем, генерал Холмс признал, что для НАП низкий уровень угроз является предпочтительным. «Возможно эту слабо оспариваемую боевую обстановку мы бы назвали самой часто встречающейся. Для самого опасных условий вам необходимо иметь какие-то возможности действовать. То есть искусство здесь в том, сколько своих сил вы примените для действий в наименее вероятной, но самой опасной обстановке? И сколько своих сил и возможностей вы потратите на действия в неопасных, но наиболее часто встречающихся местах?»

Необходимость сфокусироваться на всем спектре связано с тем, что Соединенные Штаты имели дело с менее могущественными противниками в прошедшее десятилетие. «Вам нужно подготовиться для конкурентного боевого пространства, поскольку мы ушли из мира, где мы не стояли перед равным соперником… мы работали против угроз очень низкого уровня и теперь мы должны подумать и запланировать возможные операции против того, кто имеет возможности близкие к нашим».

На вопрос как будет проводиться НАП в боевом пространстве с серьезными угрозами, Холмс ответил, что ВВС «рассчитывают на задачи НАП с сетевым вооружением, которое позволит наводчикам применять вооружение вне зоны досягаемости противника. Передовой наводчик будет наводить оружие и менять координаты, пока оно летит к цели».

Не равная нулю вероятность возможного столкновения с продвинутым соперником вынуждает ВВС США оперативнее принимать решения по новым платформам. «Другое дело – переход в мир с равным соперником или соперниками. Пока мы не стоим лицом к лицу, мы можем отодвинуть линию противостояния как можно дальше в будущее, поскольку мы хотим и ищем резкое и революционное повышение возможностей. Всё это конечно хорошо, тщательная разработка и доработка F-22 или F-35 в течение 25 лет. Но когда вы конкурируете с почти равным себе оппонентом, вам необходимо двигаться быстрее». Поэтому авиация будет использовать любую программу по A-X2 с целью реформирования разработки и закупки вооружения. «Мы используем эту программу A-X2, чтобы доработать наш процесс закупок на предмет повышения скорости исполнения, – продолжил Холмс. – Самый приемлемый для нас срок – это пять лет». Новый самолет будет способен работать в благоприятной боевой обстановке «вплоть до подхода к насыщенному угрозами пространству». Сложное боевое пространство потребует использования самолета пятого поколения для прорыва современной системы ПВО.

По словам Холмса, одной из особенностей A-X2 станет его эффективность с экономической точки зрения. Он не назвал целевую стоимость, которая была запланирована, но сказал, что самолет будет способен взлетать с менее подготовленных взлетных полос и не будет зависим от продвинутого вспомогательного наземного оборудования. Кроме того, ВВС хотят, чтобы он мог нести самое разное вооружение. «Мы надеемся опубликовать проект документа и дать промышленности возможность вносить в него новые идеи».

Перевод: Alex Alexeev

Картинки по запросу американский штурмовик

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.