Модернизация российской бронетехники

Медведь просыпается: Модернизация российской бронетехники

Несмотря на все последние значимые экономические передряги, реализуется несколько крупных программ модернизации российских сухопутных войск. Танк T-14 Армата пока находится на ранних этапах разработки, но уже вызвал озабоченность на Западе, поскольку его новая компоновка и технология башни позволяют ему превзойти по боевым возможностям существующие танки Россия сегодня обладает существенной меньшей военной мощью, чем это было во времена Советского Союза, но, тем не менее, до сих пор располагает внушительной армией. Численный состав сухопутных сил Российской Федерации насчитывает приблизительно 300 000 человек личного состава. Кроме того, Россия сохраняет элитные воздушно-десантные войска численностью 45000 человек, в то время как морская пехота, подчиненная российским ВМФ, насчитывает около 10000 человек.

В 90-х годах российские военные оказались в глубоком кризисе в связи с тотальным недофинасированием, проведением радикальными реформами и сокращениями. В то время страна оказалась вовлеченной в две большие войны с сепаратистами в Чечне. Первая волна радикальных реструктуризации и реформирования сухопутных войск прокатилась после окончания первой Чеченской кампании. Затем с 2001 по 2004 год прошла реорганизация и дальнейшие сокращения численности в попытке сделать армию более приспособленной к новым экономическим и геополитическим реалиям, перед которыми стояла Россия.

Пятидневная война с Грузией на территории отколовшегося анклава Южная Осетия в августе 2008 года продемонстрировала, что армия была плохо подготовлена к современным боевым действиям с применением обычных видов вооружения, так как имела очень много организационных недостатков и испытывала дефицит некоторых видов вооружения.

Это заставило военное руководство начать новую волну радикальных реформ, разделенную на три этапа, последний из которых намечено завершить к 2020 году. Среди основных целей реформ была полная замена арсеналов советской эпохи к концу этого срока.

В начале реформ российский оборонный бюджет был полон нефтедолларов, что позволило министерству обороны начать амбициозную программу перевооружения, охватившую все рода и виды вооруженных сил. Впрочем, российская экономика сегодня находится в довольно плачевном состоянии в связи с низкими ценами на нефть и газ и санкциями, наложенными Западом после присоединения Крыма в марте 2014 года. Растущий экономический кризис стал причиной сокращения российских военных доходов в 2015 году на 3,8%, тогда как сокращение на 2016 год составило 5%.

Сложная экономическая ситуация делает невозможным полную замену советских систем вооружения в российских вооруженных силах к 2020 году, поэтому это будет более длительный процесс, который в лучшем случае может быть завершен не ранее середины следующего десятилетия. Большое количество новых систем вооружения пока находятся либо в разработке, либо на начальном этапе серийного производства.

Новые машины десанта

Российские воздушно-десантные войска (ВДВ) являются независимой аэромобильным родом войск, находящимся в состоянии повышенной боевой готовности. На вооружении ВДВ имеются специальные авиадесантируемые боевые бронированные машины, которые для доставки на место могут сбрасываться на парашютных платформах с тяжелых транспортных самолетов Ил-76 и Ан-124.

В 2004 году в ВДВ начали получать новые боевые машины десанта БМД-4, но спустя год их изготовитель, Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), был объявлен банкротом, а производство было остановлено.

Курганский машиностроительный завод (КМЗ) получил срочное задание по разработке новой машины, которая уже в 2008 году впервые была представлена под обозначением БМД-4М. Фактически машина представляет собой удлиненный и облегченный вариант БМП-3.

Первые серийные экземпляры были поставлены в десантные войска в марте 2015 года. К концу 2016 года в ВДВ будет поставлено около 60 машин, предназначенных на замену устаревших машин БМД-2.

На базе БМД-4М был разработан гусеничный бронетранспортер, получивший обозначение БТР-МДМ «Ракушка»; машина может перевозить 13 десантников.

На вооружении ВДВ также состоит самоходная авиадесантируемая противотанковая пушка Спрут-СД с 125-мм пушкой, которая также может использоваться в качестве легкого плавающего танка. Она была впервые представлена в 2005 году после затянувшихся опытно-конструкторских работ, но производство также было остановлено после банкротства ВгТЗ. Усовершенствованный вариант Спрут-СДМ1 также был разработан КМЗ. Он вооружен такой же пушкой, но базируется на шасси БМД-4М.

Возрождение проекта “Гадюка”

Проект «Гадюка» не предусматривал переработку имеющегося танкового шасси. Предлагалось сохранить серийный броневой корпус с комбинированной защитой лобовой проекции, построенный по классической компоновке. Поскольку в новом проекте предлагалось использовать танк Т-72АВ, собственная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на основных агрегатах башни.

БМПТ «Объект 787» сохраняла дизельный двигатель В-46-6 мощностью 780 л.с., соединенный с механической трансмиссией. Ходовая часть не изменялась. В ее составе имелось по шесть опорных катков среднего диаметра на каждом борту, установленных на торсионной подвеске. В передней части корпуса помещались направляющие колеса с механизмом натяжения гусеницы, в корме – ведущие. Предполагалось, что новая бронемашина по показателям подвижности не будет отличаться от серийного танка.

Самым серьезным изменениям в новом проекте подверглось боевое отделение. От него фактически остались лишь броневой купол башни, подбашенная корзина и приводы горизонтальной наводки. Основное 125-мм орудие удалялось, а его амбразура заделывалась защищенной крышкой. На бортах корпуса появились крупные выступающие коробчатые кожухи, внутри которых должно было помещаться новое вооружение. Эти агрегаты выполнялись из броневой стали и дополнительно прикрывались блоками динамической защиты. На корме башни был установлен крупный броневой ящик, выполнявший функции боеукладки орудий. При помощи несложной системы направляющих, имевшей в своем составе пару жестких тоннелей, лента со снарядами должна была подаваться к боковым агрегатам с вооружением.

Все оружие «Объекта 787» было собрано на двух бортовых агрегатах и монтировалось на установках схожей конструкции. Правая и левая бортовая установка представляли собой зеркальную копию друг друга и имели одинаковый состав агрегатов. На общем опорном устройстве, в основе которого лежал цилиндрический агрегат, закреплялись автоматическая пушка и спаренный пулемет. Рядом с ними шарнирно устанавливался пакет направляющих для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет, оснащенные защитными устройствами, помещались ближе к куполу башни. Снаружи закреплялся пакет направляющих.

По некоторым данным, многоцелевая машина имела возможность раздельного наведения оружия разных бортов. Тем не менее, эта информация не соответствует действительности. Горизонтальная наводка всех вооружений осуществлялась поворотом башни. Для вертикального наведения использовались соответствующие приводы, одновременно поднимавшие или опускавшие все бортовое вооружение. Синхронное перемещение пушечно-пулеметных систем осуществлялось с использованием поперечного вала, проходившего над кормовой частью башни.

Основным ствольным оружием «Гадюки» являлись две автоматические пушки 2А72. 30-мм орудия с ленточным боепитанием могли вести огонь с темпом до 300-350 выстрелов в минуту каждое, поражая цели на дальностях до 4 км. Для атаки живой силы, незащищенной техники и т.д. предлагалось использовать два 7,62-мм пулемета ПКТ, наводимых вместе с пушками. По некоторым данным, две пушечно-пулеметные установки дополнялись турелями. В кормовой части башни предусматривался монтаж двух крупнокалиберных пулеметов НСВ.

Для значительного повышения огневой мощи на средних дальностях было предложено оснастить «Объект 787» собственными пусковыми установками для неуправляемых ракет. На каждом борту башни помещалось по одному блоку с шестью трубчатыми пусковыми направляющими (три горизонтальных ряда по две). Задние части направляющих закреплялись внутри прямоугольного кожуха-обоймы. Блоки направляющих имели приводы для вертикального наведения, синхронизированные с устройствами ствольных систем.

Согласно открытым источникам, боевая машина должна была использовать неуправляемые авиационные ракеты, тип которых, однако, не уточняется. Исходя из пропорций, можно предположить, что пусковые направляющие имели калибр 80 мм и должны были использоваться с ракетами семейства С-8. Таким образом, в теории, с использованием ракетного комплекса «Гадюка» могла бы атаковать цели на дальностях до 2 км и поражать их при помощи боевых частей разных типов: осколочно-фугасной, кумулятивной, бетонобойной и т.д.

В экстренной ситуации боевая машина поддержки танков могла бы применить дымовые гранатометы. Два блока такого вооружения по четыре изделия в каждом устанавливались в передней части бортовых агрегатов башни. Дымовые гранаты должны были выстреливаться вверх и вперед относительно оси башни.

Для управления новым вооружением МБМ «Объект 787» получила комплекс оптико-электронных систем, частично основанный на приборах серийных танков, но адаптированный для применения с иным оружием. В передней части башни сохранялся характерный выступающий короб оптических приборов наводчика. Помимо средств наведения башня сохраняла приборы наблюдения, размещенные на командирской башенке.

Экипаж перспективного образца состоял всего из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира. Водитель помещался на штатном месте внутри корпуса и имел собственный люк со смотровым прибором. Места командира и наводчика находились в башне, у правого и левого борта соответственно. Над ними сохранялись собственные люки в крыше. Оба поста управления в боевом отделении позволяли вести наблюдение и атаковать цели при помощи имеющегося оружия.

Новая БМПТ была построена на основе серийного танка путем удаления одних агрегатов и установки других. Вследствие этого по своим габаритам и массе «Объект 787» почти не отличался от базового Т-72АВ. Длина бронемашины по корпусу не превышала 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м. Боевая масса – не более 42-45 т. Показатели подвижности должны были остаться на уровне серийной техники семейства Т-72.

Революционная броня

Танк Т-14 Армата считается самой важной программой по бронированной машине. Полномасштабная разработка этой универсальной бронированной гусеничной платформы началось в 2009-2011 годы в Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) в Нижнем Тагиле. Цель состояла в том, чтобы разработать большое семейство боевых машин нового поколения на общем гусеничном шасси. Первый вариант основного боевого танка (ОБТ) впервые был показан на Параде Победы в Москве в мае 2015 года.

Конструкция ОБТ T-14, также известного как Объект 148, радикально отличается от конструкции традиционных российских танков, начиная с танка Т-64, появившегося на свет еще в 60-х годах прошлого века. T-14 имеет три члена экипажа, которые размещаются в бронированном отделении в передней части корпуса. Бронированная капсула предназначена для того, чтобы повысить шансы выживания в случае прямого попадания или пожара в моторно-трансмиссионном отделении.

Как и все другие российские ОБТ танк T-14 вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматическим заряжанием, которая также может осуществлять пуски управляемых ракет. Пушка под обозначением 2A82 представляет собой совершенно новую модель. Сообщается, что она имеет существенно лучшие характеристики по сравнению с пушкой 2A46, устанавливавшейся на предыдущие модели танков.

Возможно, самым большим нововведением проекта T-14 является необитаемая башня. Имеется предположение, что ее крупный размер позволит в перспективе без существенных доработок установить 152-мм пушку.

Команда разработчиков приложила много сил для повышения боевой живучести T-14 в борьбе с современными танками. Имеется не очень много достоверной информации о новом комплексе активной защиты (КАЗ) «Афганит», который является одним из основных элементов повышения живучести нового танка. Предполагается, что в его состав входят комплект инфракрасных, ультрафиолетовых и радиолокационных сенсоров для определения атакующих снарядов и ракет, с которыми он борется, используя как средства непосредственного, так и функционального поражения. В случае отказа КАЗ Афганит танк T-14 может положиться на систему динамической защиты (ДЗ) «Малахит», закрывающую большую часть его поверхности, включая крышу башни. Под блоками ДЗ имеется слой композитной брони нераскрываемой толщины для обеспечения дополнительной защиты.

Высокая мобильность T-14 обеспечивается 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1500 л.с. Танк также отличается системой активной подвески.

Планы по комплектованию танком T-14 армейских частей не совсем ясны. Изготовлена экспериментальная партия танков, которые будут участвовать в заключительном этапе заводских испытаний. После их завершения машины будут поставлены российским военным для войсковых испытаний.

По словам Вячеслава Халитова, заместителя генерального директора УВЗ, производственные мощности завода позволяют перевооружить танком Т-14 бронетанковые подразделения российской армии в течение 5-10 лет. В УВЗ заявляют, что имеют возможность до 2020 года изготовить до 2300 ОБТ, но эту возможность можно рассматривать только как чисто теоретическую цифру, которая невозможна с технической и финансовой точек зрения. Впрочем, T-14 имеет наивысший приоритет среди планов по перевооружению бронетехники и, конечно же, получит львиную долю средств, направленных на финансирование модернизации бронетехники.

19 апреля 2016 года заместитель министра обороны, курирующий эту программу, Юрий Борисов заявил, что уже размещен заказ примерно на 100 танков. Эта партия предназначена для эксплуатационных испытаний и по его словам, начальный ограниченный заказ согласуется с подходом министерства обороны к закупкам с «разумной достаточностью».

В мае 2015 года был представлен еще один член семейства Армата – тяжелая БМП T-15 (Объект 149). Двигатель у машины установлен впереди, а отделение для девяти пехотинцев размещается в кормовой части. На машине T-15 установлен безэкипажный боевой модуль Бумеранг-БМ, вооруженный 30-мм пушкой 2A42, спаренным пулеметом 7,62-мм ПКТ и четырьмя ПТУР Корнет. Ожидается, что тяжелая БМП Т-15 будет производиться в нескольких вариантах, в том числе и с различным вооружением, включая башни с 57-мм пушкой и 120-мм минометом/пушкой.

Тяжелая БМП T-15 предлагает такой же уровень защиты, как и танк T-14, включая комплексы Афганит и Малахит. Источники в компании УВЗ также заявили, что T-14 и T-15 предназначены для ведения боя в одних боевых порядках и будут оборудованы общей тактической системой обмена данными. На видео 2015 года была показана бронированная эвакуационная машина Т-16 на базе этой же универсальной гусеничной платформы.

Медведь просыпается: Модернизация российской бронетехники

БТР «Бумеранг» разрабатывается как платформа 8×8, которая будет выполнять различные задачи и, в конечном счете, заменит устаревшие БТР-80

Перерождение ОБТ

Понятно, что российская армия в обозримом будущем не получит в достаточном количестве танки T-14, поэтому она должна рассчитывать на модернизацию существующих бронированных машин. Ее крупный парк ОБТ состоит из трех основных типов: T-72, T-80 и T-90.

Танк T-90 и его модификации считаются самыми современными ОБТ, состоящими на вооружении российской армии. Базовый танк T-90, созданный в конце-80-х годов, представляет собой глубокую доработку T-72B. Его производство началось в 1992 году и продолжалось до 1998 года; было изготовлено от 120 до 160 машин. Большая часть этих танков используется для боевой подготовки или находится на долгосрочном хранении.

Производство модернизированного варианта T-90A «Владимир» началось в 2004 году, он имеет новую сварную башню и двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. К новым системам также относятся модернизированная пушка 2A46M-5, ночной прицел Буран М, усовершенствованный комплекс оптико-электронного подавления Штора-1М и множество других элементов, повышающих летальность и живучесть.

В 2006 году был представлен ночной прицел ЭССА с матрицей тепловизора Catherine-FC французской компании Thales. До 2011 года с этим прицелом было изготовлено 360 танков T-90A, но затем производство было остановлено в связи с планами производства танка T-14. УВЗ также предложил усовершенствованный вариант T-90AM «Прорыв», но российское министерство обороны не проявило к нему сколько-нибудь серьезного интереса. Впрочем, в прошлом году велись дискуссии о модернизации танков T-90A с использованием новых систем, изначально предназначенных для варианта T-90AM.

После остановки производства T-90A российское министерство обороны начало программу модернизации части своих ОБТ T-72Б. Стандарт Б3 был представлен в конце 2011 года в качестве более доступной по средствам альтернативы возобновлению производства T-90A.

Оригинальная модернизация в соответствии со стандартом Б3 включает капитальный ремонт танка, интеграцию многоканального прицела Сосна-У, новые радиостанции, метеорологический датчик и баллистический вычислитель. Огневое могущество повысилось благодаря интеграции пушки 2A46M-5, отличающейся улучшенной гиростабилизацией и более эффективным автоматом заряжания, что позволяет стрелять новыми типами боеприпасов. Боевая живучесть танка Т-72Б3 была повышена благодаря установке блоков ДЗ «Контакт-5».

К началу 2016 года УВЗ поставил 600 модернизированных танков. Программа T-72Б3 имеет сниженные риски и стоимость по сравнению с проектом T-90A, а модернизированные танки по некоторым данным имеют чуть большие боевые возможности по сравнению с базовой моделью T-72Б. Впрочем, живучесть Б3 осталась на низком уровне из-за теперь уже устаревшей системы ДЗ «Контакт-5».

В начале 2016 года министерство обороны заказало комплексную модернизацию своих ОБТ T-72Б до улучшенного стандарта с целью значительного повышения общей летальности и боевой живучести. В конце января было объявлено о контракте на модернизацию первой партии из 32 танков T-72, который должен быть исполнен к концу этого же года. За ним в марте последовал еще один контракт, в соответствии с которым количество модернизированных танков увеличилось до 154; по графику последний из них армия должна получить в конце 2017 года.

Модернизированная машина отличается более мощным дизельным двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., усовершенствованной системой управления, 12,7-мм пулеметом Корд, установленным на башне, новой системой ДЗ «Реликт» и решетчатыми экранами для защиты двигательного отделения.

Танковый парк российской армии также включает порядочное число ОБТ T-80У с газотурбинным двигателем, но планов по модернизации этой модели нет; он будет снят с вооружения после принятия на вооружения танка T-14.

Создание БМП

Курганец-25 (Объект 695) представляет собой новейшую гусеничную БМП, разработанную Курганмашзаводом. Она отличается от машин предыдущих поколений существенно большими размерами, что позволяет ее сравнивать с западными машинами, например американской БМП M2 Bradley. Как и в случае тяжелой БМП T-15, для повышения живучести на поле боя, насыщенном ПТУР и РПГ, на ней установлены КАЗ «Афганит» и ДЗ «Малахит».

Объект 695 имеет экипаж три человека и перевозит до восьми десантников. На машине установлен дистанционной управляемый боевой модуль Бумеранг-БМ с 30-мм пушкой и спаренным пулеметом, но ожидается, что БМП получит более мощное вооружение после начала серийного производства.

Объект 693 – это вторая боевая машина на базе платформы Курганец-25. Гусеничный БТР вооружен дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом, но не имеет некоторых элементов КАЗ «Афганит».

В сентябре 2015 года концерн «Тракторные заводы» объявил о том, что российские военные выразили серьезную озабоченность большими размерами машин семейства Курганец-25, назвав ее «мечтой стрелка из РПГ». Впрочем, разработка платформы продолжится, а государственные испытания ориентировочно начнутся после 2017 года. Это означает, что серийное производство может начаться в конце десятилетия при условии, что министерство обороны одобрит машину для принятия на вооружение.

Российские мотопехотные части оснащены двумя гусеничными БМП – устаревшей БМП-2 и лучше вооруженной БМП-3. Первую из них модернизировать не планируется, ожидается, что она будет постепенно заменяться более новыми моделями.

До сих пор ведется изготовление БМП-3, которых на вооружении российской арии состоит около 500 машин, при этом еще одна партия из 100 машин была заказана в мае 2015 года. По имеющейся информации производство будет идти, по меньшей мере, до конца десятилетия и поэтому вероятны дополнительные заказы. Российское министерство обороны, впрочем, не заинтересовано в модернизации имеющихся у него БМП-3, несмотря на предлагаемые концерном «Тракторные заводы» новые проекты, например БМП-3М «Драгун», у которой двигатель был перенесен вперед, что позволило увеличить десантное отделение в кормовой части машины.

Бронетранспортеры нового поколения

Мотопехотные части российской армии эксплуатируют большой парк БТР, традиционно состоящий из легких колесных бронированных машин. Военно-промышленная компания (ВПК) является головным разработчиком БТРов в России и в настоящее время продвигает свою новую платформу Бумеранг 8×8 с дизельным двигателем мощностью 510 л.с. Разработка платформы началась в 2012-2013 годы, но об этом проекте доступно совсем намного информации.

В отличие от предыдущих моделей БТР, в больших количествах состоящих на вооружении российской армии, у новой модели Бумеранг двигатель установлен в средней части корпуса, что позволило установить кормовую аппарель. Все предыдущие модели имели боковые двери, хотя это считается серьезным недостатком, ведущим к снижению живучести.

В начале 2016 года был объявлено о том, что началась испытания БТР Бумеранг, но его производство начнется не ранее 2020 года, поскольку программа не имеет высокого приоритета в списке закупок российских сухопутных сил.

БТР-80 вместе со своим модернизированным вариантом БТР-82А пока являются основными типами БТР в армии. Последний вариант был разработан ВПК и впервые показан в 2009 году. По сравнению со своим предшественником бронетранспортер БТР-82А имеет повышенный уровень живучести благодаря установке кевларовых плиток на внутренние стенки отделений экипажа и десанта. Также в машине установлены новый коммуникационный комплект, блок кондиционирования, система пожаротушения и другие системы. Одним из самых заметных изменений стала установка нового вооружения – 30-мм пушки 2A42 со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ.

В российскую армию были поставлены как БТР-82AM (модернизация существующих БТР-80), так и новые БТР-82A.

Помощь Запада

Во время президентского срока Дмитрия Медведева в 2008-2012 годы российское министерство обороны время от времени начало открывать двери перед высокотехнологичным вооружением признанных западноевропейских поставщиков. Возможно, крупнейшей подобной сделкой стала закупка для российской армии легкого бронеавтомобиля LMV итальянской компании Iveco. После нескольких лет испытаний первый контракт на лицензионную сборку этой модели в России был подписан в 2011 году. В соответствии с ним предусматривалась закупка 358 бронеавтомобилей LMV M65, которые получили в России имя «Рысь». На тот момент долгосрочными планами предусматривалась закупка в общей сложности 1775 машин.

Контракт по бронеавтомобилю LMV был подписан после первых разочарований, вызванных недостатками бронеавтомобиля «Тигр» разработки местной копании ГАЗ, но впоследствии сам подвергся определенной критике. Лицензионная сборка первой партии LMV M65 была завершена в ноябре 2014 года, но новых заказов на машину LMV не последовало. В 2013 году высокопоставленные источники в министерстве обороны заявили, что дальнейших закупок не предвидится, поскольку испытания и предварительная эксплуатация продемонстрировали, что машина не соответствует всем требованиям российских военных.

Еще один крупный контракт с западной компанией был подписан в 2011 году, целью которого являлось повышение качества боевой подготовки российской армии. Для строительства большого центра учебного в Мулино в 370 км от Москвы была выбрана немецкая компания Rheinmetall.

Контракт на строительство центра, способного обучить до 30000 военнослужащих в год, был оценен в 100 миллионов евро. Полигон в Мулино общей площадью 500 км2 позволит проводить боевую подготовку целой мотопехотной бригады в широком спектре боевых сценариев. Используя моделируемые боевые действия и современное оборудование, инструкторы смогут детально оценить боевые качества участвующих в подготовке подразделений, вплоть до отдельного солдата.

После наложения Евросоюзом санкций на Россию в связи с ее участием в кризисе на Украине и присоединением Крыма компания Rheinmetall в одностороннем порядке решила расторгнуть контракт, несмотря на оговорку в санкциях, позволяющую полностью завершить уже заключенные и активные контракты.

Мобильность пехоты

Россия начала принимать на вооружение различные бронетранспортеры пехоты после того, как война в Чечне высветила острую необходимость иметь на вооружении мотопехотных подразделений хорошо защищенные транспортные средства, способные выдержать подрыв на самодельных взрывных устройствах (СВУ) и обстрел из стрелкового оружия.

Российские военные закупили две основных модели автомобиля для перевозки пехоты. Первая модель – бронеавтомобиль Тигр 4×4 с дизельным двигателем производства компании ГАЗ. Существует несколько вариантов этой машины, включая бронированные и вооруженные варианты. В рамках второго проекта «Тайфун» создано защищенное транспортное средство для перевозки личного состава, которое будет эксплуатироваться в легких мотопехотных бригадах. Защищенная машина Тайфун имеет бронированный корпус, но не имеет вооружения, поскольку предназначена только для перевозки военнослужащих. Бронеавтомобиль Тайфун-К 6×6 был разработан Камским автомобильным заводом, а Тайфун-У автозаводом «Урал». Обе машины, в которых может разместиться 16 солдат, уже производятся для российских военных. Уровень бронирования примерно соответствует Уровню 4 натовского стандарта STANAG 4569.

Медведь просыпается: Модернизация российской бронетехники

В семейство на базе универсальной гусеничной платформы Армата входит тяжелая БМП Т-15 (на фото)

Артиллерия продолжает жить

Российская армия унаследовала традиции советской артиллерийской школы, свидетельством чему в немалой степени служит массовое применение артиллерийских систем на востоке Украины и в Сирии. Армия имеет на вооружении достаточно широкий спектр мощных и надежных артиллерийских систем. К самоходным системам относятся 203-мм Пион, 152-мм Гиацинт-С, Мста-С и Акация, а также 122-мм установка Гвоздика, тогда как буксируемые гаубицы включают модели 152-мм Гиацинт-Б, Мста-Б и 122-мм Д-30.

Коалиция-СВ, пожалуй, является самой известной самоходной установкой, которая близка к принятию на вооружение. Разработка 152-мм гаубицы на гусеничном шасси началась в 2002 году; впервые она была показана публике в мае 2015 года на Параде Победы в Москве.

В соответствии с текущими планами Коалиция-СВ должна заменить гаубицу Мста-С. Она имеет совершенно новое орудие 2A88 с автоматом заряжания, позволяющим достигнуть скорострельности 5-10 выстрелов минуту. Первоначальными планами предусматривалось его установка на шасси Армата, но когда Коалиция-СВ вышла на Парад, оказалось, что орудие базируется на шасси танка Т-90.

Разработка и испытания находятся на продвинутой стадии и источники в российском министерстве обороны намекают, что система будет принята на вооружение армии уже в конце 2016 года.

Еще одна новая система – самоходное артиллерийское орудие «Хоста». Являясь развитием устаревшей гаубицы Гвоздика, эта артустановка имеет новую 120-мм пушку 2A80-1 в комбинации с абсолютно новой системой управления огнем. Первые гаубицы Хоста были поставлены в 2010 году; в российской армии имеется, по меньшей мере, 20 модернизированных систем, доработанных из существующих гаубиц Гвоздика.

С 2010 года российские военные также получают на вооружение самоходную установку Вена с 120-мм пушкой/минометом, которая может стрелять самыми разными боеприпасами. Традиционно в российском арсенале присутствуют ракетные системы залпового огня (РСЗО). На вооружении состоят три основных системы: 122-мм Град, 220-мм Ураган и 300-мм Смерч. Программой модернизации Торнадо предусматривается доработка всех трех РСЗО, которая позволит повысить их точность и летальность.

Торнадо-Г, базирующаяся на РСЗО Град, имеет новую систему управления огнем, которая позволяет сократить время подготовки к пускам и быстро выполнить смену позиции. Система поступила на вооружение в 2011 году.

Торнадо-С представляет собой аналогичную модернизацию РСЗО Смерч. Обе модернизированные системы по некоторым сообщениям получили новые ракеты с большей летальностью. Торнадо-М1 представляет собой новейшую РСЗО, которая может проводить пуски одновременно 220-мм ракетами системы Ураган и 300-мм ракетами системы Смерч. В общей сложности до 2020 года должно быть заказано 700 РСЗО, большая часть из них, как ожидается, станет модернизацией существующих систем.

Медведь просыпается: Модернизация российской бронетехники

БМП Курганец-25 имеет экипаж три человека и может перевозить до 8 пехотинцев. Машина вооружена 30-мм пушкой 2A42 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом в дистанционно управляемом боевом модуле Бумеранг-БМ

Медведь просыпается: Модернизация российской бронетехникиМедведь просыпается: Модернизация российской бронетехники

БТР Курганец-25 (Объект 693)

Использованы материалы: www.shephardmedia.com, gurkhan.blogspot.ru, otvaga2004.mybb.ru, www.wikipedia.org, ru.wikipedia.org