Умные сетевые изделия и их трансформация в услуги обеспечивают новый уровень производственной и финансовой эффективности, в том числе, – в России

С развитием информационных технологий производство изделий меняется принципиальным образом. Если раньше эти изделия состояли из механических и электрических деталей, то теперь представляют собой сложные системы — с датчиками, памятью, ПО и обладают способностью взаимодействовать и обмениваться данными с другими изделиями. Они больше не существуют изолированно. Эти «умные» изделия интегрируются в более крупные комплексные системы, что позволяет производственным предприятиям переходить на новые бизнес-модели, такие как «продукт как услуга».

Этот новый подход предполагает, что изделия остаются собственностью производителя, который берет на себя полную заботу об их техническом обслуживании, тогда как потребитель платит только за их использование, а точнее за результат их работы: например, за охлажденный воздух, который вырабатывают системы кондиционирования в здании бизнес-центра.

Это явление очень подробно описано в серии статей, опубликованных в бизнес-журнале Гарвард Бизнес Ревью, которую мы подготовили совместно со всемирно известным профессором экономики Майклом Портером.

HBR статья Портер

Новая бизнес-модель, разумеется, меняет и процессы проектирования и производства изделий, а также их сервисного и технического обслуживания, потому что производственные предприятия теперь хотят быть абсолютно уверены в том, что их продукция работает должным образом, в соответствии со спецификацией и соглашением об уровне сервисного обслуживания. Таким образом время простоя увеличит затраты уже не заказчика, а производителя, поскольку он продает услугу, а не продукт. Для компаний-заказчиков в этой модели заложено еще одно преимущество, так как приобретая услугу, а не физическую продукцию, они тем самым могут значительно уменьшить свои капитальные затраты, которые перейдут в разряд операционных, что значительно улучшит их бизнес-показатели.

И это актуально не только для покупки промышленного оборудования, но также и программного обеспечения. Покупая подписку на ПО, а не постоянные лицензировании, компания гарантирует себе максимальную эффективность использования своих активов (в данном случае – программного обеспечения). Так как пользователи в этом случае платят только за то количество лицензий, которое им нужно в данный момент и приостанавливают подписку, когда необходимость в ПО исчезает (например, завершается крупный проект, который требовал нескольких десятков лицензий САПР для разработки сложного изделия).

Эта же практика актуальна и для автомобильной сферы. Вы, конечно же, знаете о модели кар-шеринга, которая уже довольно успешно работает как в Европе, так и в некоторых регионах России.

Car-sharing Moscow

Кар-шеринг в аэропортах Шереметьево и Домодедово

Когда любой желающий может арендовать автомобиль на определенный срок через удобное мобильное приложение, съездить на этом автомобиле, например, по делам в центр города, при этом парковка для него будет бесплатной, бензин и страховку оплачивать будет не нужно, также как и заботиться о техническом состоянии и чистоте транспортного средства. Все будет сделано за вас и для вас владельцами сервиса.

Это типичный путь, которым идут как наши клиенты, так и промышленность в целом. Такой сдвиг парадигмы обусловлен тем, что изделия становятся все умнее, а у нас появляется возможность контролировать то, что происходит с ними, повышать их производительность, при этом обеспечивая надлежащий уровень обслуживания.

Подобное смещение акцентов очень распространено в капиталоемких отраслях, к которым относится, например, авиационно-космическая промышленность. Возьмем, к примеру, принцип одного из наших клиентов – компании Rolls-Royce, который они называют «мощность по времени»: в рамках данной модели авиакомпании, которые устанавливают двигатели Rolls-Royce на своих воздушных судах, платят только за время работы двигателей в полете.

Специализируясь на работе с предприятиями дискретного производства, мы очень активно и успешно адаптируем наши предложения для удовлетворения этих новых потребностей. Мы пристально следим за меняющимися задачами и приоритетами предприятий и разрабатываем для каждого клиента индивидуальную программу развития, основанную на лучших бизнес-практиках, собранных нашими командами по внедрению со всего мира. К тому же мы сами меняем парадигму управления производственным циклом, добавляя сервисное обслуживание. PTC была первой компанией, сделавшей это и подключившейся к PLM. Таким образом, мы, опробовав все на себе, продвигаем наши решения, создавая новые стандарты для будущего.

PTC Windchill 11: Smart Connected PLM™

Мы уверены, что новый подход окажет существенное влияние на эволюцию PLM-систем. Именно на данном этапе у нас наконец-то появились инструменты, которые позволят представить уникальную систему, способную обеспечить замкнутый жизненный цикл изделий. Это означает, что теперь модель изделия можно будет усовершенствовать, основываясь на данных, поступающих в режиме реального времени, от продукции уже запущенной в эксплуатацию. Такая достоверная и своевременная обратная связь поможет быстро доработать изделие и повысить его эффективность или избежать выход из строя. (isicad.ru: о влиянии новых подходов на PLM).

Это важное изменение парадигмы, во главе угла которого будут стоять надежные технологические решения. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию этой области нашего бизнеса, чтобы и в будущем оставаться для наших клиентов надежным помощником в достижении успеха и покорении новых вершин.

Модель «продукт как услуга» представляет собой новаторский подход к реализации изделий. Однако внедрение этой модели ведет к серьезным изменениям в процессе проектирования, производства и в особенности, обслуживания продукции. Теперь на вас как на производителе лежит полная ответственность за надлежащую работу вашей продукции. И дело не только в наличии SLA-соглашений с заказчиком (SLA – Service Level Agreement – Соглашение об уровне предоставления услуги), но и в необходимости обеспечения в целом работоспособности вашей комплексной системы взаимодействующих систем.

Благодаря связанности изделий друг с другом и с системой вы всегда можете отслеживать, что происходит с вашей продукцией, и при необходимости осуществлять профилактическое техническое обслуживание. Причем вызов нужного специалиста будет произведен автоматически, при этом система точно опишет проблему и поставит задачу технической команде, чтобы они прибыли в полной боевой готовности с необходимым набором инструментов и запасных частей. Профилактическое техобслуживание становится основной практикой в таких стратегических отраслях, как авиация, космос, производство медицинского оборудования и тяжелое машиностроение. Уже сейчас это реальная практика многих наших заказчиков по всему миру.

Благодаря реализации концепции замкнутого жизненного цикла изделий поступающие с них данные о работе оборудования в режиме реального времени позволяют резко сократить издержки на ремонт и лучше учитывать расход запчастей. Заблаговременно получая сигналы о вероятности отказа тех или иных узлов, производители могут управлять временем простоя оборудования и лучше планировать его обслуживание. Эти же данные подсказывают инженерам, как совершенствовать продукцию, чтобы техника реже выходила из строя. Кроме того, данные об эксплуатации оборудования помогают оценивать обоснованность претензий по сервисным гарантиям и выявлять нарушения гарантийных обязательств.

Компании-производители также могут теперь по-новому строить отношения со своими клиентами. Собирая и анализируя данные об эксплуатации и работе оборудования, они начинают лучше понимать, что именно нужно клиентам, а значит, получают возможность оперативно совершенствовать свою продукцию и корректировать рыночное предложение.

Усиление лояльности клиентов за счет поддержания прямой и тесной связи с заказчиками без посредников также становится возможным благодаря новому комплексу «умных» технологий.

Например, компания Tesla нарушила принятые в автомобильной промышленности правила и взяла на себя обслуживание и ремонт автомобилей. Автомобилисты дистанционно получают от компании последние версии обновленного ПО для своих автомобилей, что не может не нравиться водителям: с каждым очередным обновлением появляется ощущение «новой машины». Если мониторинг показывает, что машину пора ремонтировать, ПО либо автономно запрашивает дистанционный ремонт, либо отправляет водителю сообщение, что автомобиль надо забрать с парковки и перегнать на фирменную станцию техобслуживания. Недавно Tesla получила первое место в рейтинге признания потребителей, опубликованном авторитетным журналом Consumer Reports. Это о многом говорит. Именно здесь, по нашему мнению, содержится дополнительная ценность для наших клиентов, и мы двигаемся в этом направлении, избрав его одним из основных векторов развития наших технологий в ближайшем будущем.

Кроме всего прочего, «умные» технологии позволяют эффективно осуществлять удалённый мониторинг изделий. Например, компания Rolls-Royce изучает возможность в будущем дистанционно контролировать двигатели. Это позволит следить за ними и определять необходимость в техническом обслуживании с учетом особенностей использования. Или по истечении определенного срока проводить удаленную проверку состояния двигателя. Проверка будет осуществляться дистанционным центральным блоком вместо того, чтобы мониторить его локально. Так, инженер на борту или в аэропорту получит возможность дистанционного контроля происходящего. Это безусловно важный шаг.

Rolls-Royce engines

Один из двигателей Rolls-Royce

Фактически новый виток промышленной революции, происходящий в данный момент, был вызван появлением более «умных» изделий, которые способны предоставлять нам информацию о своем использовании. Этот переход произошел очень быстро. Изначально у нас были только механические продукты с некоторыми электрическими компонентами, в которых со временем была добавлена электроника, а затем и ПО. Программное обеспечение становилось все умнее и сложнее, а затем произошло соединение. Когда это случилось, мы смогли удаленно видеть, что происходит в данный момент с оборудованием, и как работают его различные элементы. Потом появился контролируемый доступ через облако. Мы смогли управлять тем, что происходит – например, в сельском хозяйстве мы получили возможность удаленно изменить мощность конкретного сельскохозяйственного оборудования там, где это необходимо.

IoT в сельском хозяйстве

Интернет вещей и облака — в сельском хозяйстве

Облачный сервис предлагает вам полный набор необходимой информации в режиме реального времени, совместно с инструментами управления и анализа. Когда вы интерпретируете показатели, соответствующие данные можно будет использовать для предоставления необходимого уровня сервиса. И вы будете знать, когда происходит отказ части конкретной системы, а когда – нет. Вы знаете, что происходит, и своевременно можете предоставить информацию специалистам, осуществляющим текущее техническое обслуживание. Это кардинально отличается от опыта прошлых лет. Потому что в прошлом техник должен был оперативно выехать на место, чтобы оценить проблему, затем из какой-то точки мира доставлялись запчасти. Это занимало до нескольких недель. А ведь любой сбой вредит бизнесу, теперь же таких сбоев не будет. И это важное изменение для всех отраслей промышленности: и аэрокосмической, которая является наиболее развитой, и сельским хозяйством, и многими другими.

IoT и облака

Эти изменения происходят все быстрее. Переход от механической продукции к умной с программным обеспечением занял несколько десятилетий. Теперь переход от продукции с ПО к изделиям, взаимодействующим между собой и обучающимся, идет гораздо быстрее. Мы помогаем всем нашим клиентам очень внимательно изучить этот тренд и начать двигаться в этом направлении уже сейчас, чтобы быть успешными в будущем.

Изменения будут значительными, но мы уверены, что сможем помочь в процессе модернизации. Видя эту перспективу, мы инвестировали значительные средства в новые технологии – от систем управления жизненным циклом обслуживания до интернета вещей и дополненной реальности. Мы убеждены, что такой набор инструментов позволит предприятиям во всем мире и, в частности, в России, перейти на новый уровень эффективности, производительности и финансовой результативности.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *